Как вернуть сына из виртуального мира?
Здравствуйте, уважаемая Татьяна!
Не могу сказать, что я в отчаянии или растерянности, наоборот, чувствую в себе силы на преодоление всех препятствий, вот только не знаю, с чего же начать и как лучше это сделать. Мой сын Димка вступил в подростковый возраст - ему исполнилось 12 лет. Он всегда был непростым мальчишкой, но сейчас все усугубляется прямо на глазах. Мы живем вдвоем. С папой Димы мы развелись два года назад очень цивилизованно, без скандалов, взаимных упреков и обвинений. Отношения поддерживаем ровные, он звонит регулярно, спрашивает про успехи сына. Живем в разных городах с трехлетнего возраста нашего ребенка. Димка - "махровый" астматик со всеми вытекающими: эмоциональная нестабильность, сезонное плохое самочувствие, частые периоды усталости и "ничегонехотения", а отсюда и провалы в учебе, которые не наверстываются... Я - "лошадка": работаю с утра до позднего вечера, потом – магазины, дела, дома – ужин и уборка. Часов в 9 вечера сажусь проверять уроки (а они, как обычно, не сделаны или сделаны для "отписки"), взрываюсь, кричу, ругаюсь, обижаюсь, но объясняю, заинтересовываю, заставляю... И так каждый день. А причина одна - как только меня нет рядом Диме нужен только компьютер! Хотя, иногда может и с друзьями погулять, и книгу почитать, и фильм посмотреть. Если очень хорошо попрошу, то и мусор вынесет, и посуду вымоет, и пропылесосит. Виртуальное погружение в какой-то свой мир, где он сильный и смелый, всеми любимый, никем не обижаемый, никем не "доставаемый" свидетельствует о том, что в реальном мире не все в порядке, это я понимаю. Но ведь и он должен понимать, что нельзя сейчас без учебы, без домашних рутинных забот, без увлечений спортом или любимым делом! А ему, как в мультике, компьютер "природу заменил". В серьезных разговорах Димка все понимает и со многим соглашается, а на следующий день втихомолку вытаскивает провод от компьютера, который я хотела от соблазна (да и как наказание, чего уж скрывать) отнести на работу и там оставить до выходных. При этом, честно глядя в глаза, врет напропалую, выпрашивая оставить шнур, и он "все-все сделает, честное слово, мама!" После отпуска я пока спокойна, не устаю объяснять, что не учиться и врать - нехорошо, что это обижает и вообще непонятно зачем делается... Но у меня ощущение, что он меня не слышит, у него выработался стереотип поведения, из которого ему не выбраться и не обманывать он уже не может.
Я исчерпала все слова, теперь надо действовать. Может надо перестать быть мягкой и доверчивой? Может надо действовать по принципу: сказала, как отрезала: нет - это нет (и без всяких послабляющих условий), а да - это да (и не за что-то, а просто так)? Подскажите, пожалуйста, как, не обидев ребенка, наставить "на путь истинный" и избавить от этой совершенно омерзительной зависимости от компьютера?
Заранее очень благодарна. Ольга

Ответ эксперта
Ольга, здравствуйте! Вы пишете, что «Димка вступил в подростковый возраст». А, как известно, в подростковом возрасте дети очень чувствительны к изменениям и нарушениям взаимоотношений в семье. И это не случайно, поскольку отношения ребенка с родителями переходят на новый качественный уровень. Поэтому самое главное сейчас – сохранить доверительные и уважительные отношения с мальчиком.
Ваше желание действовать, чтобы помочь сыну, безусловно, вызывает уважение. Вопрос в том, как именно действовать. Запреты, осуждение, излишняя строгость вряд ли окажутся хорошими помощниками в этом деле, потому что будут провоцировать вранье, утаивание и недосказанность. Да, и не будем забывать, что запретный плод всегда сладок и манит к себе очень сильно.
Если речь идет о компьютерных играх, лучше сразу договориться о правилах: сколько времени сын может проводить за компьютером, в какое время и в какие игры он может играть (лучше, если это будут игры-стратегии). Помогайте мальчику отслеживать время, поощряйте выполнение договоренностей. В случае невыполнения правил обязательно в спокойной форме обсудите ситуацию, совместно выясните, что именно помешало, что нужно сделать, чтобы избежать нарушения правил в дальнейшем.
Ольга, Вы пишете о том, что Дима находит в виртуальном мире (там «он сильный и смелый, всеми любимый, никем не обижаемый, никем не "доставаемый"»). Если там все именно так, зачем ему оттуда выходить? Выход один – помочь сыну в реальной жизни достичь состояния удовлетворенности и внутреннего комфорта. Больше разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, переживаниями. Интересуйтесь впечатлениями сына о тех или иных событиях. Делайте акцент на положительных эмоциях, связанных с реальными событиями, обращайте его внимание на том, что виртуальный мир вызывает все-таки поверхностные чувства, а реальный мир куда красочней и интересней компьютерного. Спокойно, рассудительно объясняйте, почему Вы считаете нецелесообразным много времени проводить за компьютерными играми: это, во-первых, отвлекает от усилий, направленных на реальные успехи и достижения, во-вторых, не является образцом взрослого поведения, способствующего развитию личности, в-третьих, увлечение компьютерными играми мешает ему быть успешным в учебе и в других делах и т.д.
Ольга, Вы пишете, что у сына есть «провалы в учебе, которые не наверстываются...». Это может быть одной из причин, почему мальчику интересней проводить время за компьютером, а не за уроками. Постарайтесь помочь сыну ликвидировать накопленные «пробелы» в обучении. Было бы неплохо заинтересовать Диму какими-нибудь внешкольными занятиями, которые также могли бы принести ему удовлетворение и реальные достижения.
Ольга, если все-таки своими силами не удастся справиться с имеющими трудностями, обращайтесь за помощью к психологу.
Терпения и удачи, Т. Бедник