Как помочь гиперактивному ребенку?
Мой сын, первоклассник, гиперактивен. В школе, на уроках он не успевает писать и выполнять задания, потому что все время отвлекается. Учительница отсадила его на последнюю парту, чтобы он не мешал другим детям, но я боюсь, что это может только усугубить ситуацию.
Как научить ребенка работать на уроках и быть внимательнее? Как быстрее пройти этап адаптации к школе? И как вести себя нам, родителям? Мы каждый день беседуем с ребенком, но я боюсь, что постоянные упреки в плохом поведении приведут к развитию комплексов.

Ответ эксперта
Гиперактивные дети, как правило, доставляют много беспокойства родителям и учителям. Такие дети вскакивают, когда надо сидеть на месте, разговаривают, когда надо соблюдать тишину, отвечают, не дослушав вопрос. Им трудно сидеть на одном месте и сосредоточенно работать, выполняемые задания они, как правило, не доводят до конца. Таких детей часто считают суетливыми, неряшливыми и забывчивыми.
В общении со сверстниками гиперактивные дети контактны и общительны, но они не могут наладить с кем-то прочных дружеских отношений. В совместных занятиях они могут мешать другим детям своей несдержанностью и импульсивностью, навлекая на себя гнев и раздражение окружающих. Случайно роняя различные предметы, ненароком задевая сверстников, гиперактивные дети часто являются источником конфликтных ситуаций. Выражение «сначала сделают, а потом подумают» – это про них.
Реакция взрослых на такое поведение предсказуема: их постоянно одергивают, делают замечания, стыдят. Но все наказания непоседы переносят легко: тут же дают всевозможные обещания исправиться, о которых быстро забывают. Эти дети не учатся на ошибках, ни на чужих, ни на своих.
Таков, в общих чертах, портрет гиперактивного ребенка.
Елена, если вы узнали в этом описании своего сына, можно предположить наличие у него синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это медицинский диагноз, который может поставить только врач-невропатолог. Поэтому в первую очередь нужно показать его специалисту.
Нельзя не согласиться, «что постоянные упреки в плохом поведении приведут к развитию комплексов». Что же делать в такой ситуации родителям? Прежде всего, понять, что их ребенок – особый, и к нему требуется соответствующий подход. Он вовсе не злоумышленник, специально поступающий «назло» и игнорирующий указания взрослых. Просто в силу объективных причин ему, действительно, трудно выполнять предъявляемые ему требования.
Родителям необходимо набраться терпения и настроиться на длительную коррекцию поведения ребенка. Скорее всего, вы не скоро заметите результаты своих воспитательных мер. И, к сожалению, на первых порах придется часто выслушивать негативные отклики о поведении ребенка. Но если подойти к этому серьезно и методично, непременно наступит время, когда можно будет порадоваться его успехам! Не все будет получаться, возможны и минуты отчаяния, и нервные срывы. Не стоит этого стыдиться. Такое состояние бывает у многих родителей, чьи дети имеют подобные трудности. Не пытайтесь сдерживать свои чувства и демонстрировать олимпийское спокойствие. Если вы, к примеру, разозлились, скажите об этом ребенку, отчаялись – дайте знать о своем состоянии сыну. Ну, а если имеется хоть малейший повод порадоваться за сына – радуйтесь от души. К слову сказать, для гиперактивных детей вообще очень полезны разговоры о чувствах, которые испытывают люди в тех или иных ситуациях, поскольку их собственные переживания достаточно поверхностны и лишены глубины. Подобные обсуждения помогут ребенку лучше понимать происходящее вокруг и налаживать более прочные эмоциональные связи.
Общие рекомендации родителям гиперактивных детей таковы:
• Гиперактивному ребенку необходим четкий распорядок дня.
Предоставьте ребенку возможность для реализации его потребности в физической активности. Лучше всего подходят длительные пешие прогулки, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, лыжи. Хороши будут и ритмические занятия под музыку. Следите за тем, чтобы физические нагрузки не приходились на вечер, чтобы не перевозбудить ребенка перед сном. Избегайте переутомления.
• Старайтесь придерживаться «позитивной» модели воспитания:. хвалите ребенка при каждом удобном случае, как можно реже говорите ему «нет» и «нельзя». По возможности, избегайте угроз наказанием и чтения нотаций. Давайте оценку неприемлемым поступкам ребенка, но не его личности. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть конкретными и адекватными его возможностям.
• Поскольку гиперактивным детям трудно планировать свои действия, предвидеть результаты своих поступков, станьте для него этаким «внешним контролирующим и анализирующим органом», который предупреждает, советует, организует, помогает. Формулируйте правила просто и конкретно. Будьте терпеливы, но настойчивы.
• Поощряйте любые занятия ребенка, требующие концентрации внимания: рисование, раскрашивание, чтение. Напротив, просмотр телевизора и компьютерные игры следует свести к минимуму или вовсе исключить.
• Определите сферы деятельности ребенка, в которых он успешен, и развивайте их. Это будет способствовать личностному развитию мальчика и повышению его самооценки.
• При выполнении домашних заданий будьте рядом с ребенком, но не выполняйте работу за него. Задача родителей – организовать процесс, распределять время, регулировать периоды отдыха и работы (например, четко отслеживать 15 минут работы, 5-7 – отдыха), учить ребенка выделять главную мысль. Выполнение любого задания лучше разбивать на более мелкие шаги, обращая внимание ребенка на промежуточные результаты и показывая связь между ними. То же рекомендуется делать при заучивании правил, стихов и пр. – дробить материал на небольшие смысловые части. Использование наглядных пособий (схем, таблиц, рисунков) может помочь усвоению материала.
Большую помощь вам может оказать учительница. Поговорите с ней, покажите, что вы понимаете, как ей непросто с таким непоседливым мальчиком. Объясните, что его поступки продиктованы не злым умыслом, а физиологическими и психологическими особенностями. Доведите до ее сведения тот факт, что имеющиеся у ребенка трудности поддаются коррекции, и вы делаете все возможное, чтобы их исправить, и рассчитываете на ее помощь. Что касается оптимального места в классе, то, скорее всего, – это место в центре класса, напротив доски, поскольку в этом случае к минимуму будут сведены все отвлекающие факторы.
Более подробно об особенностях воспитания гиперактивных детей Вы можете прочитать в специальной литературе (например,: Е.В. Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»», Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Шпаргалка для взрослых»).
С наилучшими пожеланиями, Т. Бедник.