Какими должны быть отношения с ребенком от первого брака?
У меня есть ребенок от первого брака. Дочке пять с половиной лет. Развелись мы, когда ей было полтора года. Общались с дочкой с того времени мало, по часу-два раз в неделю - такими были требования моей бывшей жены. Она ограничивает общение с ребенком, требует, чтобы мы встречались только у бабушки (моей мамы) хочет, чтобы я отказался от всех прав, потому что "новый папа" хочет удочерить ее. Я не видел дочь уже больше года, и просто не знаю, как правильно поступить. У них новая семья, приемного отца моя дочь называет папой, говорят, что все у них хорошо.
Но я хочу встречаться со своей дочерью, участвовать в ее воспитании, ходить с ней гулять, забирать к себе, не отчитываясь, куда и зачем мы идем. Естественно, она будет сыта, одета и окружена любовью. Я тоже снова женился, есть дочь, 3 года. Скажите, пожалуйста, как правильно поступить? Видеться с ребенком или оставить в покое ту семью, чтобы не травмировать ребенка? Как лучше для самой девочки?

Ответ эксперта
Уважаемый Евгений, описав свою непростую историю, вы спрашиваете, как вам лучше поступить. Увы, вы сами должны решить, что делать в такой ситуации. Универсальных ответов на такие вопросы не существует, каждый случай – уникальный клубок человеческих отношений. Не зная всех подробностей вашей семейной истории, можно ограничиться лишь общими соображениями.
Развод всегда является тяжелым испытанием не только для супругов, но и для детей. Если бывшие супруги перестают быть мужем и женой, то родителями своему ребенку они остаются навсегда. У кого-то из бывших супругов может возникнуть соблазн «зачеркнуть» всю прежнюю жизнь, и начать строить новую, с чистого листа, особенно если рядом есть человек, с которым хочется прожить всю оставшуюся жизнь. Но то, что бывшие супруги хотят оставить в прошлом, для ребенка является настоящим. В этом смысле может быть бывшая жена, бывший муж, но не бывает бывших отцов, матерей, бабушек, дедушек. Все они - родные люди для ребенка. Родители, даже если «исчезают» из жизни ребенка, продолжают оказывать влияние на развитие личности ребенка. И как бы ни складывалась жизнь супругов в дальнейшем, они всегда должны помнить, что ребенок – часть их обоих. Поэтому одним из благополучных обстоятельств развода является сохранение добрых отношений с тем родителем, который живет отдельно. И, напротив, неблагоприятным фактором является использование ребенка в качестве оружия мести друг другу.
Евгений, из вашего письма явствует, что, раз вы развелись, вы и ваша бывшая супруга не смогли выстроить зрелые отношения как супруги. Но вам как родителям необходимо научиться договариваться между собой по тем вопросам, которые касаются вашей дочери. Ведь от этого зависит ее благополучие. По возможности установите нормальное взаимодействие с новым супругом вашей бывшей жены. Это даст девочке пример конструктивного решения жизненных проблем.
Благоразумия и мудрости, Т. Бедник