Мой сын одевается в женскую одежду.
Трехлетний мальчик надевает мамины платья, сапоги на каблуках и так ходит по дому. Мы пытаемся объяснить ему, что это неправильно, но ни уговоры, ни наказания не помогают. Посоветуйте, как быть? Как научить его вести себя по-мальчишески?

Ответ эксперта
Осознание ребенком своей принадлежности к определенному полу зависит не только от анатомических особенностей его организма, но и от отношения к нему со стороны родителей как к мальчику или к девочке. Большую роль в воспитании ребенка играет и формирование у него стереотипов мужского и женского поведения. Они формируются у ребенка не только за счет прочитанных или просмотренных им книг и фильмов, но и из поведения родителей и их взаимоотношений между собой.
Иногда сложности с половым самоопределением возникают в семьях, в которых родители, один или оба, хотели иметь ребенка не того пола, который ему дала природа. Например, женщина, мечтавшая о дочке, бессознательно культивирует женственность в своем сыне: мальчику отращиваются локоны, мать умиляется его нежности, мягкости.
Сложности могут возникнуть и в ситуации, когда у женщины не сложилась личная жизнь. Она испытывает негативные эмоции ко всем мужчинам подряд, в том числе и к собственному сыну. Любящий сын, чтобы не огорчать мать, берет на себя роль девочки.
Замечено также, что сыновья чрезмерно жестких, суровых, не позволяющих себе «нежности» отцов чаще вырастают «женственными». И, наоборот, настоящие мужчины вырастают в семьях, где отцы выражают свои чувства к сыну, возятся с ними.
Татьяна, вы ничего не написали о семье, в которой воспитывается ребенок. Есть ли у мальчика отец? Как складываются взаимоотношения у сына и отца? Как отец относится к мальчику? Так как ответов на эти вопросы я не знаю, ограничусь общими рекомендациями.
Сам факт, что трехлетний ребенок любит надевать на себя мамину одежду, не вызывает особых беспокойств. В этом возрасте ребенок активно познает мир, ему хочется примерить на себя разные роли. Фиксировать свое внимание на этом, а уж тем более, наказывать ребенка не следует. Своими сильными эмоциональными реакциями вы можете лишь закрепить такое поведение мальчика. Не надо забывать, что этот возраст – критический период в развитии ребенка. Его еще называют возрастом негативизма, упрямства и строптивости. Дети не просто не слушаются родителей, а как будто стараются делать все наоборот, отрицают все, что предлагается взрослым.
В общении с ребенком подчеркивайте его половую принадлежность, обращайтесь к нему словами «сынок», «мой мальчик» и пр. Подбирайте одежду, подчеркивающую его пол. Поощряйте занятия и игры, характерные для мальчиков, однако не стоит проводить жесткой границы между «мужскими» и «женскими» занятиями. Скорее, стоит акцентировать его внимание на том, что в любом деле можно вести себя, как мужчина.
Замечательно, когда для ребенка есть образец достойного мужского поведения, мужской взгляд на жизнь, отношение к женщине, когда у вас есть возможность в присутствии ребенка отмечать мужские поступки, качества, увлечения.
С наилучшими пожеланиями, Т.Бедник.