Мой сын ведет себя агрессивно
Здравствуйте! Меня очень беспокоит поведение моего сына. Ему всего год и семь месяцев, но уже такой характер вырисовывается, что невольно задумываешься, а что же ждет нас дальше! Если не дать ему то, что он хочет, поднимается такой крик! Он совершенно не понимает слова «нельзя», часто бывает даже агрессивным. Не понимаю в чем дело. Семья полная, хорошая, обеспеченная, всё у него есть, и внимания должно быть достаточно. Помогите, как его от этого отучить, пока не поздно.

Ответ эксперта
Уважаемая Светлана! Вашему сыну год и семь месяцев. Это тот возраст, когда ребенок активно познает окружающий мир. Малышу интересно буквально все, в том числе и то, что с точки зрения взрослых совершенно ему не к чему. Малыш везде лезет, все хватает, а попытки со стороны взрослых хоть как-то ограничить детскую инициативу вызывают его бурный протест. Поэтому, Светлана, ваш сын, скорее всего, просит какие-то вещи не потому, что у него сложный характер, а потому, что хочет с ними познакомиться.
Помогая малышу, взрослый тем самым получает возможность управлять ситуацией. На втором году жизни уже можно устанавливать конкретные требования и определенные порядки, это полезно, в первую очередь, самому ребенку. Это делает для него окружающий мир более понятным, помогает в нем ориентироваться. Важно, чтобы близкие люди, запрещая или разрешая что-либо ребенку, были последовательны и действовали согласованно.
Светлана! Вы пишете, что мальчик «совершенно не понимает слово «нельзя». Ситуацию необходимо исправлять, так как без запретов не обойтись. Делать это надо твердым и серьезным голосом, причем малыш должен понимать, что именно вы от него требуете. Однако старайтесь употреблять слово «нельзя» как можно реже и только в ситуациях, действительно того требующих. Ведь не секрет, что запреты и ограничения не всегда продиктованы заботой о безопасности малыша или желанием привить ему те или иные качества, часто мы запрещаем детям что-то, чтобы не создавать трудности себе. Помните о том, что бесконечные ограничения могут воспитать у мальчика страх и пассивность. Старайтесь заменять запреты гибким поведением, предлагайте альтернативы. Например, хочет малыш «почитать» папину любимую книгу, предложите ему старый журнал. У малыша появилось желание освоить ножницы – четко сформулируйте правило, что ножницы можно брать только в мамином присутствии и так далее. Переключайте внимание малыша с нежелательных действий на приемлемые. Сопровождайте происходящее речевыми комментариями, давайте сыну четкие короткие инструкции без долгих разъяснений. Ваша задача – «открыть» ребенку мир предметов, научить правильно с ними обращаться, при этом, по возможности, не ограничивая его в свободе.
Вы также пишете, что сын «часто бывает агрессивным». Здесь тоже придется признать, что попытки малыша укусить, оттолкнуть или каким-то иным способом выразить свое недовольство – это естественно для его этапа развития. Ваш сын учится отстаивать свои интересы. Он еще не понимает, что своими действиями доставляет неудобства и неприятные переживания окружающим, да и не имеет средств выразить недовольство по-другому. Родители должны реагировать твердо, спокойно, конструктивно. Например, вы видите, что ребенок собирается вас ударить. Спокойно дайте ему понять, что понимаете его состояние («Я вижу, что ты злишься»), перехватите его руку до того, как он нанесет удар, твердо произнесите: «Маму бить нельзя», переключите ребенка на что-нибудь еще, не заостряя на произошедшем внимания.
Конечно, послушный, не доставляющий хлопот ребенок удобен для родителей. Но задумайтесь: сумеет ли такой ребенок впоследствии добиваться своих целей, не будет ли он соглашаться со всеми, кто сильнее его, сможет ли он отстаивать свою точку зрения?
С наилучшими пожеланиями, Т.Бедник.