Как воспитать ответственность?
Как воспитать ответственность у моей 11-ти летней дочери? Если ее не заставить сесть за уроки, она даже не вспомнит о них, почти все мои просьбы сделать что-либо остаются без внимания, даже если силой заставляю помыть посуду, прилагает все усилия, чтобы протянуть время. Ничем не интересуется, все быстро надоедает, пробовала заниматься в разных кружках – хватает на максимум 3 раза.

Ответ эксперта
Уважаемая Алла!
Вы пишете, что дочь отказывается без ваших напоминаний выполнять домашние задания. Значит, в настоящий момент ответственность за эту работу лежит на вас. Чувство ответственности не появляется у ребенка вдруг, не приходит само с возрастом. Оно зреет внутри и развивается, как любое другое умение, в результате каждодневной практики и при условии, что ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, осознать свою индивидуальность. Постоянные напоминания об уроках вряд ли будут способствовать развитию ответственности у вашей дочери, а вот сделать атмосферу в доме напряженной могут. Нежелание детей заниматься, в самом деле, очень непростая проблема. Крайними методами ее не решить: постоянное давление на ребенка будет вызывать его сопротивление, а полное равнодушие к успехам в учебе может расцениваться ребенком как нелюбовь родителей. Поэтому важно дать понять ребенку, что учеба – это деятельность, необходимая, прежде всего, ему самому. Это его работа, которая вас интересует в той же степени, как и все остальное, происходящее в его жизни.
Договоритесь с дочкой, что ответственность за выполнение уроков лежит исключительно на ней. Ей самой решать когда, в какой последовательности она будет их выполнять. Взрослым не следует напоминать, упрекать, принуждать, следить за ходом выполнения и пр. Конечно, если девочка сама попросит о помощи, то не стоит отказывать ей в этом. Задача родителей – обеспечить условия для выполнения заданий (купить все необходимое, оборудовать рабочее место, не отвлекать во время занятий посторонними вещами). Тот же принцип должен работать и в отношении домашних обязанностей. Оговорите с дочкой, какую помощь она могла бы предложить сама как вклад в общее семейное дело. Пусть это будет 1-2 обязанности, которые отныне закрепятся за ней. Если она успешно справилась в течение недели, кстати будет поощрить ее старания. Если не справляется – обсудите почему. И ни какой критики и упреков. Пробуйте снова. Если вам удастся неукоснительно соблюдать договоренность, вы решите сразу 2 задачи - приобретете помощницу и научите свою дочь договариваться – это очень важный навык для ребенка этого возраста.
Позвольте дочке столкнуться с негативными последствиями ее бездействия. Принцип неизбежности «расплаты» за свой поступок должен работать неукоснительно. Согласитесь, лучше полученная двойка за невыполненное домашнее задание сейчас, чем взрослый человек, которому все время требуется напоминать о его обязанностях.
Алла! Вашей дочери 11 лет, а это начало подросткового периода. Вы ничего не написали о том, когда появились описываемые трудности с девочкой. Если недавно, то не исключено, что подобным образом дочка выражает протест против того, что вы не замечаете ее взросление, все время указываете ей, как маленькой, что нужно делать. Присмотритесь к дочери, постарайтесь понять, что с ней происходит. Может, тогда вам станет понятен скрытый смысл ее поступков.
С наилучшими пожеланиями, Т.Бедник