дети
Здравствуйте!Помогите,пожалуйста.Мне 43 года,в браке 25 лет.Родила в 33 года сына,долгожданного,и ,наверное,как многие родители баловали ребёнка.Большие разногласия по поводу воспитания с мужем,очень часто по этому поводу ссоримся,сын тоже свидетель наших "разборок".Сейчас замечаю,что сын совсем не эмоциональный,не чувствую теплоты,какой-то отдачи,не слушает,получается,что выполняет просьбу с 10 раза,очень мало делится со мной событиями,произошедшими в школе.Никак не могу добиться чёткого распорядка дня,пока не скажешь несколько раз-ничего не сделает.Хочется видеть его более самостоятельным,организованным.Мама меня постоянно "клюёт",говорит "будь с ним строже",но даже если я с ним строга-он отстраняется от меня.Проблема в том,что муж часто отсутствует(по работе)и в основном занимаюсь воспитанием сама,а если бывает дома,то очень балует.Очень не любит когда я разбираюсь с сыном,говорит,что лучше разрешить что-то,чем видеть капризы ребёнка.У меня не хватает решимости противостоять этому,а ребёнок этим пользуется.Примера в воспитании детей у меня нет-родители часто ссорились,отец выпивал,рано умер.Мама тоже не особо мною занималась.Вижу,что посторонние люди тоже замечают непростой характер моего ребёнка.Больше всего меня беспокоит,что у него нет должного уважения старших.Подскажите,пожалуйста,что можно сделать в данной ситуации.Прочла много книг по воспитанию детей,в общем всё понимаю,а в каждом конкретном случае затрудняюсь как поступить.Заранее спасибо.

Ответ эксперта
Отсутствие единых разумных и целесообразных требований со стороны родителей, их непоследовательность, потакание, как показывает практика, в конечном итоге приводит к такому поведению ребенка, которое неминуемо становится источником проблем не только для окружающих, но и для самого ребенка. Снежана, вы четко и точно описали проблемные точки ваших взаимоотношений с сыном. Это уже первый шаг к изменениям. Конечно же, последовательное воспитание требует от родителей некоторой работы над собой. Лучшим началом такой работы мог бы стать разговор взрослых, в котором неплохо обсудить общую стратегию поведения с сыном, в частности, что ребенку позволительно, а что запрещено. И далее четко придерживаться договоренностей.
Снежана, вы хотели бы видеть своего сына более самостоятельным и организованным. Но ребенок таким вдруг не становится. Эти качества формируются с раннего детства из мелких привычек самостоятельного принятия решений и осуществления какие-то действий. В арсенале десятилетнего мальчика должно быть уже много действий, осуществляемых им без подсказки и без помощи взрослых. Поговорите с сыном, обсудите с ним, что он может делать сам, а в чем ему еще требуется ваше участие. Пусть мальчик отвечает за те действия, которые он способен осуществлять самостоятельно. Постарайтесь не вмешиваться в эти дела и дать возможность мальчику саму планировать время и порядок действий. Но вам необходимо договориться с сыном заранее о том, чтобы все было сделано в срок. В противном случае (о чем тоже надо предупредить сына заранее), наступают определенные санкции, например, в виде лишения его на определенное время чего-то интересного (например, компьютера).
Что касается вашего общения. Если мы хотим научить ребенка делиться своими впечатлениями, событиями, произошедшими с ним за день, взрослому надо выступить инициатором такого обсуждения. Начните с себя, расскажите, что важного, интересного произошло с вами в течение дня, что вы чувствовали в том или ином случае. Пусть это станет семейной традицией: за ужином или перед сном делиться впечатлениями о прожитом дне. Внимательно слушайте сына и с интересом относитесь к тому, что обсуждаете.
И несколько слов об уважении к взрослым. Снежана, вы не написали, в чем именно проявляется отсутствие такого уважения. Если речь идет о грубости и хамстве, то их следует рассматривать как проступок с последующими санкциями. Если в семье возникают разногласия между родителями, сопровождающиеся нелестными высказываниями в адрес друг друга, то, конечно же, воспитать в такой обстановке у ребенка уважение к окружающим очень трудно. Важно самим быть примером сыну в уважительном отношении к другим людям. Следует уважительно относиться и к самому ребенку (спрашивать разрешения взять его вещи, интересоваться его мнением и пр.). И, конечно, не будет лишним приучать мальчика к «мужскому» поведению: помогать маме, уступать место женщинам и пожилым людям, пропускать вперед и т.д.