Боюсь бояться
Здравствуйте! Год назад я несколько раз натолкнулась на слишком подробную информацию (с фотографиями) в интернете об издевательствах над животными. Я очень переживала, постоянно плакала, не могла спокойно смотреть на гуляющих собак, было страшно, что кто-то может причинить им такую же боль, как я видела, а по дороге на работу искала глазами нет ли где-то истерзанного животного, вдруг я смогу успеть ему помочь. В то же время, когда я читала новости, мой взгляд как на грех цеплялся за сюжеты о самоубийствах, насилии, издевательствах. Я молилась, чтобы это прекратилось, хотелось все забыть. Я забыла, снова с умилением и почти без страха смотрю на животных, но этот страх выплыл в дикой для меня форме. Сперва я начала бояться потерять контроль над своим подсознанием, что оно блокирует сознание, и я сделаю что-то плохое. Потом я сильно порезалась и начала бояться режущих предметов. Все это слилось в один большой страх что меня "переклинит" и я нанесу вред мужу. Я очень люблю его, мы очень счастливы вместе, и для меня эти мысли, словно страшный сон, заходя с ним на кухню я начинаю паниковать. Я уверена, что этот страх не имеет отношения к реальному желанию кому-то навредить, скорее это трансформация других страхов: примерно в то же время, год назад, один из наших гостей обронил фразу, что у нас опасно стоят ножи; я познакомилась с родителями мужа, чувствовала себя очень неуверенно и все время боялась сказать что-то не то, из серии потерять контроль над сознанием, оговориться; ну и с мужем был период притирания, мы много ругались, может в тот момент накопилась агрессия? Помогите мне, пожалуйста, справиться этим состоянием и с навязчивыми мыслями, которые словно и не мне принадлежат.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Кристина!
Вы описываете период, когда очень сильно переживали за животных и когда внимание все время выхватывало сюжеты о насилии, самоубийствах и издевательствах. Вы испытывали страдания за тех, кто оказывался пострадавшими, и за людей, и за животных.
В культуре, не только нашей, очень сильный запрет на проявление агрессии, и это, конечно, правильно. Но мы, тем не менее, испытываем агрессию и должны уметь с ней обращаться. Находить возможность изменять ситуации, которые вызывают агрессию, находить возможность быть активным в важных областях своей жизни. Может быть, в то время, когда вы начали ощущать все эти страхи, вы были отдалены от чувства авторства того, что в вами происходит, не могли, как вам казалось, проявлять себя? Тогда агрессия начинает жить в виде вот таких симптомов — в виде внимания и интереса к агрессивным действиям других.
Агрессия — очень сильная эмоция ее невозможно просто задавить, не изменив условий жизни — не начать менять то, что не устраивает, не начав занимать активную позицию в отношении всего важного для себя.
Иначе симптомы могут просто принимать другую форму. Может быть, именно это и происходило в вашем случае.
Вы описываете ситуацию, когда вы с мужем притирались друг к другу, чувствовали себя неуверенно в общении с его родителями. То есть, вы словно бы боялись быть собой, вы должны были поворачиваться к ним только одной своей стороной, возможно, совершенно ошибочно приняв за «плохую» вашу активную сторону.
Я бы посоветовала Вам обратиться к психотерапевту (психиатру), без страхов и предубеждений, возможно, вам понадобятся какие-то препараты, чтобы снять острое состояние, ведь вы описываете навязчивые мысли и состояния. Но это не исключает работы с психологом, чтобы лучше понять все свои стороны, и агрессивную часть в том числе. Но начните с визита к психиатру, не откладывайте, не ждите, что симптом преобразуется в какое-то более тяжелое состояние. На данном этапе лекарственное вмешательство может потребоваться совсем минимальное либо не понадобиться вообще.