Как отучить ребенка ругаться?
Здравствуйте, Татьяна!
Моей дочке 7 лет, недавно она начала употреблять в своей речи "плохие" и грубые слова. Иногда употребляется нецензурная лексика (слышит в школе или на улице). Я неоднократно объясняла ей, что разговаривать так не красиво. В нашей семье нет запретов на эмоции, и если кто-то сердится, то он может об этом сказать. Но у нас не принято использовать подобную лексику и мы обходимся без грубых выражений. Дочка прекрасно понимает, что "плохие" слова говорить нельзя, но ей нравится их употреблять даже в адрес других членов семьи (например, дедушки или младшего брата).
В свои 7 лет она старается проявить себя сильной личностью, способной принимать решения самостоятельно, в школе и на улице ее друзья - мальчики (в основном). Дочке нравится быть среди них лидером. Она очень спортивна, активна, учеба дается ей легко и в школе она ответственна и дисциплинированна. А дома очень часто ведет себя агрессивно! Драки с братом – не редкость. Ей нравятся сильные люди, сильные животные, т.е. сила - это авторитет. В то же время девочка умеет проявлять заботу о других, любит книги, хорошо рисует. Пожалуйста, посоветуйте, как правильно реагировать на ее грубые выражения в разговорной речи. Спасибо!

Ответ эксперта
Уважаемая Ирина, пожалуй, не найдется таких родителей, которые в той или иной степени не сталкивались бы с проблемой сквернословия детей. В какой-то степени это закономерный этап роста ребенка. Ребенок взрослеет в мире культурных традиций и впитывает нормы языка, принятые в обществе. А в нашем обществе, к сожалению, бранная речь – не редкость. Задача семьи – дать понять ребенку в доступной для него форме, что человек использует речь, в том числе, для того, чтобы выразить свои чувства. А использование грубых слов оскорбляет и унижает окружающих, в результате взаимодействие будет неэффективным. Кроме того, культура речи непосредственно связана с личностными качествами человека и уровнем развития его мышления.
Ирина, вы пишете, что вашей дочери 7 лет. Значит, девочка уже понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Да, и в вашей семье не принято использовать бранную речь. Что же может привлекать вашего ребенка в грубых словах? Безусловно, то, что они находятся под запретом. А запретный плод сладок. И то обстоятельство, что эти слова шокируют взрослых, вызывают бурную эмоциональную реакцию, делает их еще притягательней. Фактически запретное слово из уст ребенка становится своеобразным рычагом управления родительскими эмоциями. Еще бы, используя ругательные слова, можно позлить, подразнить взрослых, отомстить за нанесенную обиду. Поэтому старайтесь однозначно, но как можно более спокойно относиться к «плохим» словам девочки. Коротко скажите нейтральным голосом, что вам неприятно слышать эти слова и у вас в семье не принято их употреблять.
Ирина, из вашего письма складывается впечатление, что плохие слова для дочери – это способ проявления агрессии. Попытайтесь ответить на вопрос, что стоит за таким поведением? Почему в школе ваша дочь ответственна и дисциплинированна, а дома очень часто ведет себя агрессивно по отношению к другим членам семьи? Являются ли ее ругательства способом получить желаемое или наказать того, на кого она сердится, или это просто способ «выпустить пар»? Нужно учить девочку реагировать адекватно всем этим ситуациям. А именно – научить, какие слова можно говорить, если разозлился, обиделся и так далее.
Ирина, вы пишете, что сила – авторитет для дочери. Попробуйте донести до нее мысль, что ругаются люди от бессилия, потому что не могут справиться с какой-то ситуацией. Куда эффективней предпринять определенные действия, а не сотрясать воздух ругательствами.
И, наконец, если ребенок, несмотря на разъяснения и взвешенную реакцию взрослых, продолжает ругаться, то это повод для обращения за помощью к специалисту.
С наилучшими пожеланиями, Т. Бедник.