Как корректно установить позицию на работе, чтобы коллеги меня не загружали мелочными просьбами?
У меня есть узко свои обязанности. Но иногда "помоги пожалуйста", "выручи невзначай", "подхвати если что" порой выводит из себя. У меня нет на это времени и желания выручать чужую неорганизованность. Но как дать понять, что я не палочка выручалочка для мелочей? Просто отказываться под предлогом мне некогда, или перестать выручать в один момент. Возможно я сама создала такое отношение. Но мне нужно понять как пресекать это, чтобы не было и слишком грубо и не крайне мягко, как говорится "до следующего раза". Спасибо)

Ответ эксперта
Похоже, что ваша проблема связана с трудностями установления личностных границ.
Думаю, что ваши границы нарушают не только на работе. Действительно, трудно близким людям сказать «нет», ведь всегда есть опасение, что ваше «нет» по какому-то конкретному поводу будет воспринято, как отказ в дружбе, любви, близости: вы не будете «хорошей девочкой, которая всегда поступает правильно», а ведь «водятся» только с такими. Вам , наверное, приходилось слышать в детстве: «Ну, что тебе стоит? Что ты вредничаешь? Тебе что, трудно это сделать?» Вы терпите, соглашаетесь, ищете неубедительные предлоги и, в конце концов, взрываетесь из-за ерунды, когда терпению наступает предел. На вас, естественно, обижаются, а вы чувствуете себя виноватой.
Конечно, вы теперь уже взрослая, вы знаете, что имеете право отказывать, да и любовь до гроба коллег на работе вам не так уж и нужна, однако… При каждой просьбе внутри что-то поднимается – раздражение и неловкость одновременно – и вот вы уже, все более сердясь на других и на себя, делаете то, что вам делать совершенно не хочется.
А ведь вы на самом деле имеете право сказать «нет». Спокойно, доброжелательно и твердо. Например: «Извини, но у меня уже сегодня все время распланировано. Боюсь, я не смогу тебе помочь». И – улыбнуться сочувственно.
Или: «Я обычно стараюсь очень четко планировать время и мне сложно вносить в эти планы какие-то коррективы – все очень плотно. Могу как-нибудь поделиться своими способами организовывать время. Может быть, тебе это тоже окажется полезным». И – улыбнуться доброжелательно.
Искренняя доброжелательность здесь чрезвычайно важна!
А иногда, когда у вас действительно будет время и желание, и вы увидите, что человек «зашивается», можете сами подойти и предложить помощь. Но это будет уже ваша добрая воля. Тогда про вас точно будут знать, что вы организованный человек, хороший товарищ, но «ездить на себе верхом» никому не позволяете!