право на голос
Здравствуйте. Очень надеюсь на Ваш совет. У меня такая проблема - у меня есть внутреннее убеждение, что я не имею права говорить, выражать свое мнение. Мне кажется что другим не интересна моя точка зрения по любым вопросам, более того, я думаю что когда говорю раздражаю других. И даже если я не вижу что бы человек раздражался на то что я говорю, а все равно заранее жду этой реакции. Я понимаю что это родом из детства, мое мнение никогда не интересовало моих родителей, более того, папа сильно раздражался когда я осмеливалась сказать какую-то мысль, мог даже агрессивно наброситься с бранью. Но это понимание мне не помогает. Подскажите, как я могу себе помочь. Обращалась за консультацией к психологу, она сказала чтобы я внушала себе: "Ты имеешь право, говори если хочешь", и я это делаю, но мне не помогает! Я все равно сильно нервничаю когда говорю, и из-за этого часто говорю с напором, так что возможно действительно вызываю раздражение. Хочу научиться говорить спокойно, мягко. Как этому научиться??? Спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Виктория!
Попробуйте изучить ваш страх - возможно, если вы будете лучше понимать его, вам будет проще с ним бороться. Со всеми ли людьми это возникает? Или только с теми, кто чем-то напоминает родителей (начальник, просто более высокий или статусный человек)? Или может, вообще с кем-то одним? Всегда или когда вы расстроены, сердитесь или вам важно произвести хорошее впечатление? Что вы делаете, чтобы справиться с этим? Что-то из этого помогает? Когда ваш страх меньше, а когда больше? Если вы представите себе в воображении, что вот ваш собеседник до крайности раздражен тем, что вы говорите – что произойдет? Он ударит вас или просто будет считать вас глупой или что-то иное – то есть чего вы на самом деле боитесь? Если нарисовать образ страха – как он будет выглядеть? Для вас хорошо было бы завести тетрадь, где вы бы вот таким образом описывали ваш страх и отмечаете его приступы. Например, так: сегодня, такое-то число, в таком-то часу по такому-то поводу и с таким -то человеком я почувствовала тревогу, я в этот момент я думала то-то. Вести такой дневник надо систематически - вы обращаете пристальное внимание на вашу проблему и начинаете видеть, как она видоизменяется под вашим наблюдением.
Вы могли бы попробовать ролевую игру с кем-то из ваших близких друзей, то есть с тем, кому вы максимально доверяете и в чьем обществе вам комфортно. Объясните ситуацию, попросите помочь вам. Игра может быть такой: вы намеренно говорите что-то максимально нескладное и глупое, ваш собеседник специально изображает раздражение вашими словами. Отмечайте свои чувства в это момент. Для первого раза – это небольшое раздражение, если вы почувствуете, что можете выдерживать больше, в следующий раз попросите выказывать больше раздражения. После игры, выйдя из своих ролей, обязательно обсудите, как каждый из вас себя чувствовал.
Когда вы находитесь в ситуации, где ваш страх может проявиться и чувствуете, что уже начинаете себя накручивать, что вот вы недостойны говорить и ваше мнение ничего не стоит, вы можете попробовать сделать парадоксальную вещь. Начните говорить про себя что-то такое: «Сейчас я покажу им всем, насколько сильно я умею нервничать, какое я умею вызывать раздражение, сейчас они у меня все будут красными и злыми и никто в мире так не умеет раздражать окружающих, как я, я вам покажу, как напористо надо говорить, чтобы все раздражались, вы у меня еще все попляшете». Пытайтесь усиленно нервничать и бояться сказать свое мнение, напрягайте все мышцы, чтобы бояться сильнее. Пытайтесь раздражать людей сильнее. Даже если вы чувствуете, что вроде вы уже не нервничаете, заставляйте себя нервничать сильнее и повторяйте про себя «я нервничаю лучше всех в мире и сейчас покажу им, что такое нервы». Попробуйте, посмотрите, что получится.
С такими внутренними страхами, как у вас, можно и нужно бороться, только важно делать это систематически (вести дневник, делать упражнения). У вас уже был опыт работы с психологом, я очень поддерживаю вас в этом, мне кажется, что терапия могла бы принести вам большую пользу. В любом случае, собираетесь ли вы обращаться к психологу, или нет, вам нужно помнить, что с вашим состоянием можно справиться и вы не обречены всю жизнь бояться высказать свое мнение.