У меня нет собственной территории…
Так получилось, что комнату я делю со старшей сестрой, из-за этого появляется масса проблем. Я достаточно аккуратный человек, люблю порядок, чистоту и ухоженность. Моя сестра совсем другая. Раскидать одежду, взять мои вещи и не положить их на место, оставить незаправленной кровать, принести посуду и еду в комнату и забыть — все это у нее в порядке вещей. С этим очень тяжело ужиться. Я часто привожу в порядок ее вещи, но это практически бесполезно: все раскидывается вновь моментально. Разговоры на эту тему ни к чему не приводят. Я не требую идеальной чистоты, просто хотелось бы, чтобы в комнате, где я сплю, учусь, отдыхаю, принимаю гостей, был элементарный порядок. Как приучить уже взрослого человека к дисциплине без ссор? Может, есть какие-то хитрости?

Ответ эксперта
Я прочитала Ваше письмо, Анна, и у меня возникло несколько вопросов. Беспорядок в Вашей общей с сестрой комнате – давняя проблема или такая ситуация сложилась в последнее время? Если давно, то как это разрешалось в прошлом? Если недавно, то что в тот момент происходило в жизни членов Вашей семьи? Вы живете с родителями или соседи по квартире – посторонние люди? Кто, кроме Вас и Вашей сестры, знает о проблеме беспорядка? Как эти люди реагируют? Поскольку мы беседуем заочно, попробуйте ответить на эти вопросы самой себе.
Держите в голове идею семейных психологов о том, что беспорядок бывает «говорящим». Другими словами, на этом «языке» (беспорядка, создаваемого сестрой, и Вашей борьбы с незаправленной постелью, забытой едой и пр.) могут говорить проблемы в семейных отношениях, идущие из детства. Например, конкуренция между вами за любовь родителей. Или борьба в супружеской паре (ваших родителей), в которую оказываются вовлеченными дети. В ситуации конфликта (явного или скрытого) супруги отдаляются друг от друга и ищут близости с одним из детей. Дети оказываются разделены на «маминых» и «папиных». Хочу подчеркнуть, что сказанное выше – это только мои предположения, что-то вроде «бывает и так».
Попытайтесь с помощью предложенных мной вопросов разобраться, имеют ли какое-нибудь отношение к Вашей семейной ситуации выдвинутые мною гипотезы. Если имеют, то беспорядок – «верхушка айсберга» проблем Вашей родительской семьи, и разбираться нужно с ними. Для этого лучше подходят личные встречи с психологом.
Если не имеют, то, во-первых, хочу искренне Вас с этим поздравить, а во-вторых, предложить еще несколько вопросов. Как Вы могли бы охарактеризовать Ваши отношения с сестрой вне «зоны действия» проблемы беспорядка? Что она за человек? Какие ее качества вызывают у Вас уважение, нравятся Вам? Бывают ли периоды (длительность их не важна), когда на Ваши отношения проблема беспорядка влияет меньше? Как вы тогда общаетесь? Есть ли в эти периоды место взаимопониманию, дружбе, поддержке? Сказывается ли то, что сестра старше? Что Ваша сестра в эти периоды делает по-другому? Что Вы делаете по-другому? Мои вопросы направлены на то, чтобы «оживить» те моменты Вашего опыта отношений с сестрой, в которых есть место доверию и пониманию, другим ценным для Вас аспектам этих отношений.
Вы можете попробовать опереться на этот конструктивный опыт и рассказать Вашей сестре, что Вы (лично) переживаете в связи с беспорядком в вашей общей комнате. Чтобы Ваши слова не прозвучали как осуждение или наставление (это может сделать разговор непродуктивным), говорите только о себе, своих чувствах и переживаниях. Это и есть та «маленькая хитрость», о которой Вы спрашиваете в письме. Но еще раз повторю: такой разговор имеет смысл только в те моменты, когда в ваших отношениях есть место доверию и взаимопониманию.
И последнее. В разные возрастные периоды жизнь ставит перед нами различные задачи. Вам восемнадцать; это время, когда человек психологически отделяется от родительской семьи и вступает на территорию взрослой жизни. Это и трудно, и интересно. Отделение не означает разрыв; скорее, это опыт создания своего автономного психологического пространства, в рамках которого Вы будете разрабатывать «проект» самой себя. Вы можете использовать ситуацию общей комнаты как упражнение по приобретению навыков психологической отдельности. Есть ли у Вас в комнате Ваши и только Ваши вещи (кровать, письменный стол, шкаф и пр.)? Если есть, можно ли сгруппировать их компактно, выделить ими Вашу личную территорию? Пусть она станет зоной аккуратности и порядка в соответствии с Вашими предпочтениями. На территории Вашей сестры будут, по всей вероятности, другие правила и подходящий ей уровень порядка. Постарайтесь признать за ней это право, не убирать за нее, не стыдиться ее беспорядка – психологически отделиться самой и позволить сестре быть отдельным человеком. Если Вы достигнете успеха в этом упражнении, это будет для Вас полезным для взрослой жизни опытом.
Всего наилучшего,
Люси Микаэлян.