Как помочь и поддержать психологически людей, которые переживают суицид близкого человека?
У моеЯй подруги горе в семье - ее сестра закончила жизнь суиидом. Родные убиваются. Я очень прошу, напишите об этом. Как преодолевать родным все это, а это ужасно, как смирится с такой необычной смертью, как поддерживать друзьям близких....Страшно за маму подруги - вся высохла, живет одна. В интернете невозможно найти никакой информации, какая помогла б людям как-то справится. Церковь не поддерживает, а сайты стороной обходят эту тему. Заранее большое спасибо. Можно и в личку ответить. Но и статью в психолоджис было б неплохо написать. Эта тема просто табуирована. А у меня не хватает слов поддержки - кажется. чем дальше. тем хуже ...

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Это действительно очень непопулярная тема. Дело в том, что в нашей душе и правда очень мало возможностей принять такой выход другого человека, даже если ситуация, в которой он оказался, была очень трудной. Для нас трудно с этой ситуацией справляться, потому что мы оказываемся в двойственной ситуации — мы теряем близкого или не очень близкого человека, и теряем свою часть истории вместе с ним, наши планы и проекты, связанные с ним, мы теряем его присутствие в своей жизни и очень скорбим, но одновременно это именно он, кто заставляет нас так страдать. Мы не можем не обвинять его за то горе, которое он нам принес.
Близкие испытывают еще и огромную вину, потому что словно бы они не уследили, не заметили и не приняли мер. Я читала ответы на открытую вами тему на форуме, часть ответов как раз и показывает, с какими обвинениями приходится столкнуться самым близким. А ведь все не так просто. Иногда неспециалисту вообще невозможно увидеть и услышать в словах замышляющего суицид никакой угрозы. Ну, подавленное настаоение, ну, несчастная любовь, ну, неприятности. Если болезнь развивалась на глазах, ее очень трудно увидеть. И потом, человек, замысливший суицид, не демонстрацию, а уход из жизни, не кричит об этом на каждом углу. Он просто делает это в удобный момент.
Вы можете помогать людям в такой ситуации, но я бы посоветовала обратиться к специалистам. Со своей стороны вы можете последовательно доносить до них мысль о том, что они не имели возможности что-либо сделать, но для этого вам нужно и самой считать их не виноватыми.
Это потеря, и ее проживание потребует много времени от самых близких, помощь в такой ситуации может быть очень относительной. Глубокая рана требует долгого времени, чтобы затянуться. В это время можно предлагать самые обычные способы активности , не пытаться их веселить, а просто приглашать к разным делам и походам вместе. Без помощи психологов, которые знают, как с этими состояниями работать, люди могут уходить в разные формы активности или затворничества, находя себе в этом успокоение. Затворничества лучше не допускать, попытаться помочь человеку не закрываться. Но минимум год на проработку самого острого горя все равно уходит, несмотря на все усилия. Все новые даты без ушедшего будут давать всплески горевания — первый новый год, первый день рождения без него, первый снег, что-то, что он любил.
Иногда нужны лекарства, нужно обращение к психиатру. Лекарства не помогут прожить боль, они могут помочь просто вставать и жить каждый день, когда жизнь, кажется, потеряла смысл.
Сочувствую вашей подруге и ее семье, это страшный удар. Но это и выбор того, кто ушел, даже если это выбор из больного сознания. Ваша жизнь продолжается. Поверьте, я знаю обо всем этом не из книг и не из «случаев» работы с людьми. Не забывайте о своей жизни.