Моя жизнь стала какой-то постоянной борьбой с собой и окружающими…
Я замужем, мой муж старше меня на 16 лет. И, в общем, как-то я перестала видеть наше с ним будущее. Меня тяготит наша с ним жизнь. Не хочу идти домой, боюсь выходных, не хочу заботиться о нем... Не хочу ничего, что с ним связано. Не хочу сказать о нем ничего плохого. Он хороший человек, но не «мой». Недавно я рассталась с человеком, которого, как мне кажется, очень любила. Мне больно, обидно, я ревную его, ненавижу, боюсь... И еще масса разных эмоций. У меня дочь пяти лет. Мне кажется, что я и ее теряю.
Я обратилась к психотерапевту. Было 3 встречи, но пока кроме агрессии этот человек во мне не будит никаких чувств. Через двадцать минут я отправляюсь на очередной сеанс, но мне вовсе не хочется туда идти. Я боюсь, что он опять «выбьет» меня из состояния душевного равновесия и мне нужно будет время на восстановление. Говорят, он хороший специалист, но… Я в тупике. Куда дальше?

Ответ эксперта
У Вас, Наталья, действительно сейчас трудная ситуация. Недавно Вы расстались с любимым человеком, и это больно. Обида, ревность, ненависть, страх переполняют Вас, не оставляя в душе места для мужа и дочери. Вы обратились за помощью к психотерапевту, но пока не получили облегчения. И это тоже вызывает агрессию.
Испытывать агрессию в ситуации, когда не получаешь того, чего хочешь (или получаешь то, чего не хочешь), – это естественная человеческая реакция. Особенно явно она проявляется в поведении маленьких детей. Ребенок может упасть и потом побить пол, «который его ударил». Агрессивные чувства, возникающие, когда больно взрослому человеку, схожим образом «ищут» объект, на который излиться. Эти чувства не очень «разборчивы»; бывает так, что они направляются не строго «по адресу». Может быть, в Вашем случае «постоянная борьба с собой и окружающими» имеет такую природу.
Если агрессии слишком много, ее надо выражать. Существует множество эффективных (то есть приносящих облегчение) и безопасных (для самого человека и окружающих) способов выражения агрессии. Кабинет психотерапевта – подходящее для этого место. Вы могли бы начать с того, что рассказать Вашему терапевту о переполняющих Вас агрессивных чувствах, в частности по отношению к нему. Психотерапевт, тем более хороший специалист, умеет иметь дело с такими вещами. Облегчение приносит и выражение агрессии в действиях. В тренажерном зале, с боксерской грушей, например. Думаю, Ваш психотерапевт сможет предложить и другие способы, которые подходят именно Вам.
Вы упомянули в своем письме, что Вам бывает необходимо «время на восстановление», когда Вас выбивают из состояния душевного равновесия. Как Вам удается достигать этого состояния, несмотря на такую трудную ситуацию? Как Вы восстанавливаетесь? Что для этого делаете, о чем думаете, что себе говорите? Какие личные качества задействуете? Возможно, для Вас будет полезно подробно записать свои действия, мысли, слова и качества, которые помогают возвращаться в состояние душевного равновесия, и обращаться к этим записям в трудную минуту.
Проживание боли, связанной с утратой ценных для Вас отношений, это неизбежный, но временный этап на пути возвращения к полноценной жизни. Рекомендую Вам не принимать жизненно важных решений (имеющих необратимые последствия) до тех пор, пока Ваше состояние не нормализуется. Дело в том, что, когда состояние душевного равновесия вернется, Вы, вполне вероятно, увидите многое в своей жизни совсем в ином свете.
Всего хорошего,
Люси Микаэлян.