По образованию я детский психолог и работала по специальности три года, а вот со своими проблемами справиться не могу...
Я все время испытываю чувство вины перед окружающими… На работе – за то, что не могу полностью ей отдаться, хотя и достигла определенных успехов, работаю руководителем отдела в крупной компании. Дома – перед родителями, за то что не оправдываю их ожиданий. Они хотели бы видеть меня врачом или учителем и чтобы я почаще бывала дома. Перед мужем мне неудобно, что не уделяю ему достаточного внимания: готовить всякие вкусности, стирать и гладить получается не всегда. О дочке уж и говорить нечего... Просто съедает чувство вины за то, что только в выходные общаюсь с ней и после работы час-другой, хотя могла бы выбрать профессию, которая занимает меньше времени. При всем этом по образованию я детский психолог и работала по специальности три года. А вот со своими проблемами справиться не могу. От этого еще обиднее. Я просто разрываюсь, чтобы достичь успеха во всех областях, быть для всех хорошей. Энергия при этом уходит в пустоту, я сильно утомляюсь, быстро раздражаюсь, могу накричать на ребенка, на родителей. Потом корю себя за это, мучаюсь... Я понимаю, что разрешение проблемы требует времени и, очевидно, долгой работы, но хотя бы совет и поддержка очень бы мне помогли!

Ответ эксперта
Здравствуйте, коллега. Есть такой миф в нашем обществе, что психолог – это человек, который может сам справляться со всеми своими проблемами. А если не справляется, какой же он психолог? И еще из той же серии: психолог – это человек, всегда способный понять ближнего, желательно сразу – без слов и объяснений – войти в его положение, проявить участие. В моей семье был совсем анекдотический случай, уместный для иллюстрации тех ожиданий, которые возлагают на людей нашей профессии окружающие. Сидит мой сын-подросток четвертый час за компьютером, играет в какую-то «стрелялку». Дело происходит в конце четверти, в которой у него выходит несколько двоек. На мои замечания о неуместности такого поведения в сложившихся обстоятельствах сын отвечает: «Ну, когда родители моих друзей долбят, я это еще понимаю, но ты ж психолог».
По моему мнению, психолог – это не тот, кто сам решил все свои проблемы, а заодно и проблемы окружающих. Скорее, профессионализм, примененный к себе самой, заключается в том, чтобы признать: «Да, у меня есть проблема. Мне нужна помощь». И обратиться за ней к специалисту. Этот важный шаг Вы уже сделали, написав письмо на наш сайт.
На тему вины написано множество психологических трудов – психоаналитических, юнгианских, в системном подходе и пр. Понимаю, что Вы и так утомлены, Вам не хватает времени, поэтому не стану нагружать Вас «списком рекомендованной литературы». Коротко говоря, существует мнение, что истоки чувства вины следует искать в раннем детстве, в отношениях с родительскими фигурами, в семейной истории. Для такой работы больше подходит формат индивидуальных встреч с психологом.
Но даже не отправляясь в «путешествие по прошлому», можно попробовать исследовать влияние вины на Вашу теперешнюю жизнь. Вина призывает Вас быть хорошим руководителем на работе, хорошей дочерью своим родителям, хорошей женой и хозяйкой, хорошей матерью. Причем не просто быть хорошей, но отдаваться каждому делу целиком и полностью. Понятно, что ни один живой человек не может все, сразу и все время. Силы иссякают, терпение кончается, и Вы срываетесь в крике на своих близких. Тут у вины появляется повод атаковать Вас с новой силой.
Если я правильно поняла, что вина именно так действует в Вашей жизни, то она Вам не друг. Вина обманывает Вас, ставя перед Вами недостижимые цели. Она ведет Вас к физическому и психическому истощению. У меня есть несколько идей, как можно заставить вину «знать свое место».
Начать можно с составления реалистичного расписания на ближайшую неделю. Включите в него часы работы, общение с родителями, домашние дела, внимание мужу и дочке (всем этим Вы и так занимаетесь, но, видимо, забывая, что в сутках только 24 часа). Помимо перечисленных я предлагаю включить в Ваш жизненный график еще один пункт – время, которое Вы отведете себе лично. Это необходимо для того, чтобы у Вас при таком количестве дел была возможность восстанавливаться. Иначе Вы не сможете быть эффективной ни на работе, ни дома.
Вашим и только Вашим временем (пусть даже и небольшим) Вы можете распоряжаться по своему усмотрению. Валяться на диване, смотреть сериал, гулять в парке, заниматься в тренажерном зале – что угодно, лишь бы это нравилось Вам. Поначалу вина на такое Ваше поведение может отреагировать нападками: «Ты ничего не делаешь, а там (работа, близкие) без тебя пропадают». Можно ей ответить: «В своем расписании для работы и близких я отвела время, а сейчас у меня время для отдыха. Отдых необходим мне, чтобы справляться с делами».
Еще один способ, который может оказаться полезным, это вести дневник наблюдений за тактикой вины. Фиксировать в нем время, место, ситуацию, когда Вы испытали чувство вины. Например, 9.30 утра (в первой колонке), свой дом (во второй), общение с мужем по поводу… (в третьей). Дальше Вы регистрируете свои чувства, мысли, действия в этой ситуации. И так каждый раз, когда вина переходит, по Вашему мнению, допустимые границы. Вести дневник наблюдений за влиянием проблемы (чувства вины) на свою жизнь полезно, потому что это дает возможность изучить «тактику противника», а значит, впоследствии более эффективно ему противостоять.
Желаю успехов,
Люси Микаэлян.