Мне предстоит стать руководителем и хотелось бы научиться быть более спокойной и хладнокровной…
Дело в том, что мне с трудом даются конфликтные ситуации. Очень часто я их намеренно избегаю, даже если знаю, что права и мои требования обоснованны. Мне проще развернуться и уйти, чем отстаивать свою позицию. Но если дело доходит до моего выступления в защиту себя или своей позиции, почему-то сразу начинает сильнее биться сердце, потеют ладони, снижается быстрота реакции, я не сразу нахожу нужные слова – такие, которые звучали бы убедительно и уверенно. Потом часто прокручиваю ситуацию, думаю о том, как можно было сказать лучше, по-другому повести себя, и опять же нервничаю из-за этого. Кроме того, я всегда слышу то, что говорит оппонент, и воспринимаю его аргументы как искренние и честные, что тоже выбивает почву из-под ног. Но часто дальнейшее развитие событий показывает, что мне говорили неправду или часть правды, а я, поверив этим словам, не смогла отстоять свои интересы. После этого чувствую себя отвратительно, словно сама позволила себя обмануть. Мне бы хотелось научиться быть более спокойной и хладнокровной в таких ситуациях, тем более, что мне предстоит стать руководителем, а я боюсь, что не смогу контролировать ситуацию.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Юлия. Вы пишете, что Вам «предстоит стать руководителем». Значит ли это, что Вам кто-то предложил эту работу? Какие, по Вашему мнению, качества и умения этот кто-то ценит в Вас? Как человек, предложивший Вам работу руководителя, узнал об этих Ваших качествах и умениях? Что это были за ситуации, как Вы себя в них проявили? Есть ли еще в Вашем окружении люди, считающие, что Вы можете быть руководителем? Что эти люди могли бы рассказать о Вас как о человеке?
Повторюсь: Вам «предстоит стать руководителем». Как Вы сами относитесь к новой работе? Чем она Вас привлекает? Может ли Вам пригодиться на руководящей должности Ваше умение слышать других людей, воспринимать их слова как искренние и честные? Бывали ли в Вашей жизни ситуации, когда это умение способствовало созданию доверительных, партнерских (а не конфликтных) отношений? Если да, то что это были за ситуации?
Если Вы развернуто и вдумчиво ответите на предложенные вопросы, у нас получится история о Юлии, которая способна быть руководителем (по мнению других людей); обладает необходимыми для такой работы качествами (может быть, это ответственность, инициативность, целеустремленность, что еще?); может понять другого человека (кстати, очень ценное качество для создания атмосферы сотрудничества в коллективе). В этой истории будет также рассказано о профессиональных предпочтениях Юлии, ее собственном выборе, о том, что же Юлия хочет.
Теперь о «выступлении в защиту себя и своей позиции». Защищаться приходится, когда нападают. Защищаются и нападают на войне или в играх с «нулевой суммой» (т.е. когда выигрыш одного участника автоматически означает проигрыш другого). Любая ли ситуация, в которой Вам надо заявить о себе, о своей позиции, автоматически воспринимается Вами как конфликтная? Ведь конфликт – это когда цели партнеров по отношениям противоположны (один побеждает, другой проигрывает).
Метафоры «защита – нападение», «выигрыш – проигрыш» не лучшие для описания отношений между людьми. Бывает еще и партнерство, сотрудничество, когда выигрыш одного – это и выигрыш другого (других). В таких отношениях нет противостояния, а есть «вместе», и для них Ваше умение понять другого человека очень полезно. Есть ли у Вас опыт партнерских отношений, ориентированных на сотрудничество? Если есть, попробуйте его описать (ситуация, кто что делал, подходит ли Вам это).
Ну а если все-таки конфликт? Оказаться в такой ситуации сложно для многих людей, если они не «прирожденные бойцы». Твердость в отстаивании своей позиции можно приобрести, если четко «держать цель». Например, Вы руководите проектом, который должен быть сдан в понедельник. А, скажем, в четверг один из сотрудников говорит, что не согласен с Вашей постановкой задачи, надо сделать все по-другому и пр. Он, возможно, в чем-то и прав, Вы это понимаете. Но Вы, как руководитель, понимаете также, что работа должна быть сделана к понедельнику, все переделать – не успеть никак, и лучше сдать ее в неидеальном виде (а потом по возможности дорабатывать), чем не сдать вовсе. Это понимание и ответственность за проект в целом помогут Вам проявить твердость, защитить свою позицию. Кстати, и отношения с сотрудником, скорее всего, не пострадают. (Жаль, что Вы не привели в письме своих примеров, с конкретным случаем всегда проще разбираться.) Итак, если говорить в общем, в этих ситуациях важны четко выстроенная система приоритетов (что для Вас на первом месте по важности, что на втором и т.д.) и понимание цели, ради которой Вы отстаиваете свою позицию, а также осознание своей личной ответственности за достижение этой цели.
То, как Вы описываете «выступления в защиту себя» (сердце бьется, ладони потеют, потом прокручиваете подробности, нервничаете), говорит о том, что это для Вас ситуация стресса. Давно ли так обстоят дела? Бывало ли иначе? Какое название Вы дали проблеме, которая мешает Вам в полный голос заявить о себе, о своей позиции? Если верить «голосу» проблемы, то что самое ужасное может случиться, если Вы выступите в защиту себя? Что эта проблема внушает Вам, чем пугает Вас? Часто чрезмерные реакции на обычные ситуации – «родом из детства». Если к Вам это имеет отношение, попробуйте возразить проблеме с позиции взрослого человека, опираясь на свои сильные качества.
Всего наилучшего,
Люси Микаэлян.