Каменный прочный дом, построенный таким непосильным трудом, развалилися за секунду, как спичечная пирамидка. И совершенно очевидно, что виновата тольк
Неправильно, совсем неправильно построена была жизнь: дети–муж–дом–я. Теорию знаю, я ведь «учила жизни» не один раз – а у самой получилось именно так! Кто и когда сказал мне, что так должно быть? Как теперь поменять местами эти нагруженные с верхом вагоны и научиться жить СВОЕЙ жизью? И самое главное – как научить моих девочек, что их жизненный поезд должен начинаться с Я? Можно ли этому научить? И не опоздала ли я?

Ответ эксперта
Из Вашего эмоционального письма я поняла, что нечто очень важное в Вашей жизни, «построенное непосильным трудом», внезапно разрушилось. Вы говорите о своем браке? Что конкретно произошло? Правильно ли я поняла, что Вы считаете случившееся следствием того, что Вы не «умеете жить своей жизнью»?
Я надеюсь, что для того, чтобы научиться «жить своей жизнью», для Вас было бы полезно ответить себе на вопрос, что это значит в каждой конкретной ситуации. Бывали ли в Вашей жизни такие моменты, когда Вам удавалось «жить своей жизнью», пусть даже в течение короткого срока? Как это было? Как Вы действовали, о чем думали, что чувствовали? Есть ли люди в Вашем окружении, которые поддерживают Ваше стремление жить своей жизнью? Как они это делают? В ситуации, по-видимому, для Вас непростой, которая сейчас сложилась, в чем могло бы проявиться умение жить своей жизнью? Что бы Вы делали иначе? Что сейчас для Вас является преградой такому поведению? Если Вы ответите на эти вопросы, Вам, вероятно, станет яснее, что конкретно Вы можете сделать сейчас для того, чтобы жить так, как Вы для себя выбрали.
Кроме того, так часто бывает, что на пути к предпочитаемому способу жизни люди сталкиваются с препятствиями, или проблемами. Что это за проблемы, которые не дают Вам «жить своей жизнью»? Как, когда они появились в Вашей жизни? Кто Вас с ними «познакомил»? Если бы мы встречались лично, я задала бы Вам эти и другие вопросы для того, чтобы выяснить, как именно проблемам удается не «пускать» Вас в ту жизнь, которая Вам подходит. И для того, чтобы узнать о Вашем опыте «противостояния» влиянию проблем.
Когда я прочитала Ваше письмо, у меня сложилось впечатление, что Вы чувствуете себя (и только себя) виноватой в случившемся. Если речь идет об отношениях с другим человеком, то как Вы оцениваете его вклад в это событие? Есть мнение (и я его разделяю), что разговор в терминах вины в принципе неконструктивен. Потому что такой разговор приводит к бесполезным самообвинениям. Чувство вины забирает у человека силы, необходимые ему для того, чтобы выходить из трудной ситуации. Так ли это для Вас, что чрезмерное чувство вины – это одна из преград к тому, чтобы «жить своей жизнью»?
Думаю, что «менять местами с верхом нагруженные вагоны» – дело не одного дня. Но начать можно уже сейчас. Например, дать себе передышку, отправив чувство вины «в отпуск» хотя бы ненадолго. Если Вам это удастся и Вы почувствуете хотя бы небольшое, но облегчение, это будет для Ваших девочек прекрасным наглядным примером (который лучше абстрактной теории) того, как «начинать свой жизненный поезд с Я».
Всего наилучшего,
Люси Микаэлян.