ребенок и его обязанность учиться
Ребенку 12 с половиной лет - 6 класс, не знаю как его заставить учиться, в школе большие проблемы - на гране отчисления..... и все это из-за лени и во имя провозглашения себя в семье как супер личности, имеющей право на самостоятельные решения. Подскажите, как принять его мотивацию и объяснить свою позицию с точки зрения общечеловеческого принципа существования: развитие - основная жизненная сила?!

Ответ эксперта
Екатерина, заставить подростка из-под палки учиться практически невозможно. Эпизодически под давлением взрослых ребенка можно принудить выполнить их требования. Но если у мальчика не сформируется свой собственный интерес к обучению и желанию получать знания, то большого толку от учебы не будет. Чтобы принять, как вы пишете, мотивацию сына, нужно ее сначала понять. Обычно за так называемой «ленью» подростка скрывается какая-то внутренняя неудовлетворенность или внутренний конфликт. Поэтому, прежде всего, надо разобраться, почему у ребенка сложилось такое отношение к учебе. Как он сам объясняет свое нежелание учиться? Как складываются отношения у мальчика с учителями и ребятами? Нет ли у него с кем-то из них серьезных конфликтов? Или учебный материал уже так запущен, что вашему сыну не под силу справиться с ним самостоятельно? Екатерина, в такой ситуации наличие контакта с подростком превыше всего. Только при наличии между вами доверительных отношений возможно понять позицию сына и донести свои взгляды до него. Старайтесь поддерживать мальчика всеми «силами». Больше разговаривайте с ним, обсуждайте волнующие вас темы. Может быть, в каких-то случаях вам удастся с юмором или каким-нибудь иным парадоксальным образом отреагировать на обсуждаемую ситуацию, что позволит сыну по-иному взглянуть на проблему.
Вы написали, что сын позиционирует себя в семье как суперличность. Что вы имели в виду? Возможно, таковым провозглашает себя сам сын, не до конца понимая, что это значит? Пытались ли вы обсуждать, по каким поступкам можно судить о человеке как о суперличности, какими качествами должен обладать такой человек? Что надо делать, чтобы стать суперличностью? Может ли быть необразованный и малознающий человек суперличностью? Очень важно обсудить с сыном соотношение прав и обязанностей каждого человека. Действительно, подростки часто декларируют свои права в семье (в т.ч. и право на самостоятельные решения в отношении школы), но не задумываются о своих обязанностях. А ведь это взаимосвязанные понятия. И чем больше прав у человека, тем больше у него обязанностей. Кроме того, как только человек берет на себя право что-то делать или не делать, у него одновременно возникает и ответственность за свой поступок. Мальчику нужно дать ясно понять, что вы, его мать, будучи в настоящее время ответственной за жизнь, здоровье и развитие своего сына, вправе требовать, чтобы выполнялись определенные правила, которые вы считаете обоснованными и разумными. Будьте решительны и последовательны в проведении своих требований к сыну. Но такая линия вашего поведения не должна исключать конструктивного диалога с сыном по многим вопросам, где совместно можно решить, что надо, что можно и что нельзя. Обсуждайте и договаривайтесь с сыном об определенных моментах, требуя в дальнейшем взаимного соблюдения договоренностей.
Екатерина, объяснить детям общечеловеческие принципы существования лучше своим собственным примером. Хоть подростки и демонстрируют независимость, однако с интересом наблюдают за жизнью родителей. Ребенок примет стиль вашей жизни без всяких специальных бесед, если будет видеть, что умственная работа приносит вам удовлетворение и самоуважение.