Брать ли 9-<wbr/>ти летнего ребёнка на похороны прабабушки?
Посоветуйте, пожалуйста, брать ли 9-ти летнего сына на похороны его пробабушки. Как это может отразиться на психике ребёнка? Нужно ли ему присутствовать, видеть покойную? Боюсь что он будет сильно переживать, он очень впечатлительный ребёнок.
Я слышала, что одна девочка после того, как побывала на похоронах, боялась засыпать потому-что она ассоциировала покойника со спящим человеком.
Может быть не надо ребёнку быть на похоронах? Может лучше рассказать ему о том, что прабабушкина душа теперь живёт на небесах, сходить с ним в церковь, поставить свечи, помолиться.

Ответ эксперта
Присутствие на похоронах нельзя назвать приятным времяпрепровождением для любого человека. Но если говорить о детях, то похороны помогают им признать реальность утраты, что исключает фантазии о возможном возвращении умершего. Смерть – неотъемлемая часть жизни. И зачастую именно присутствие на похоронах помогает детям осознать понятие смерти, расширить свое мировоззрение. Ребенок приобретает важный жизненный опыт, усваивает модель поведения в случае потери близких людей.
Но присутствие на траурных церемониях предполагает внутреннюю готовность самого ребенка. Поэтому, Елена, лучше спросить у сына, готов ли он пойти на похороны своей прабабушки. Предварительно ему следует рассказать, как будет проходить прощание. В случае отказа ребенка можно поговорить о тех чувствах, которые у него возникли, но ни в коем случае не вызывать чувство вины. В случае согласия следует предусмотреть возможность покинуть траурное мероприятие, если ребенку станет невмоготу там находиться. А вечером обсудите с сыном прошедший день и его впечатления. Возможно, у мальчика появятся вопросы, на которые надо будет ответить.
Елена, если ваша семья придерживается православных традиций и в этих традициях воспитываете сына, то, конечно, с ним можно говорить и о вознесении души, и о возможном общении с прабабушкой через молитву. В этом случае, следуя православному отношению к смерти и рассматривая тело всего лишь как оболочку души, ребенку легче дастся и присутствие на похоронах.