Почему, зная методы и пути решения многих жизненных вопросов, я допускаю те же ошибки, что и раньше?
Три года назад я впервые посетила психолога. Пришла с проблемой, которую частично смогла самостоятельно «проработать», не зная азов психологии. Сейчас я легко разбираюсь во многих жизненных ситуациях. К психологу теперь хожу не часто (посетила 2 недели назад после годового перерыва). Проводили и беседы, и медитации, и массаж, и карты Таро присутствовали (за 3 года, разумеется). Но... Вопрос: Почему все-таки многие моменты я не могу решить в себе? Отношения с мужчинами, например... Гордыня, интуиция... Бессознательное мое меня не пускает к себе... У меня замечательная психолог. Она очень помогала и помогает мне. Но все-таки, почему, зная методы, пути решения многих жизненных вопросов, я допускаю те же ошибки, что допускала и раньше (если их можно назвать ошибками или это слово надо заменить каким-то другим)? Все понимаю, воспринимаю как подобает знающему человеку – и все равно делаю не так (или, яснее было бы сказать, делаю так, как делала и раньше, до знакомства с психологией). Почему?
При всем при том я человек демократичный, лояльный, найду «подход» к любому. Кто-то меня воспринимает, кто-то нет... Девушки, женщины – 50 на 50. А мужчины почти все воспринимают меня (и умная, и красивая, и прочее). В работе ответственная. В сексе замечательная. И хозяйка неплохая. И мать. Меня не считают зазнайкой, всезнайкой. Но... Я не замужем, разведена. Стоял вопрос, хочу ли я выйти замуж или хочу иметь любовника. Около двух лет решаю этот вопрос. И вот сейчас думаю, что хочу выйти замуж. И не могу сдвинуться с места. Мужчины есть для секса, а для замужества нет. Никаких сверхпретензий к мужчинам не имею. Люблю мужчин, не считаю, что «все они одинаковые», что «им всем одно и то же нужно». Нет, считаю, что каждый личность. Вот сейчас отправила заявку в брачное агентство. Может, что и получится?

Ответ эксперта
Вы спрашиваете, Марина, почему, несмотря на работу с психологом и знание «методов, путей решения многих жизненных вопросов», Вы в определенных ситуациях продолжаете вести себя как раньше, как до «знакомства с психологией». Например, в отношениях с мужчинами. Вы умеете замечать свои сильные стороны (умная, красивая, на работе ответственная, в сексе замечательная, неплохая хозяйка и мать) и недоумеваете, почему в Вашей жизни нет «мужчины для замужества».
Существуют разные «проекты» брака. Один вариант – это близкие и доверительные отношения, которые постепенно (и постоянно) создаются стараниями обоих партнеров. Но бывает и брак «по расчету», брак как «рекламная акция», брак как «деловой договор» и пр. Какие отношения подходят Вам? От Вашего выбора зависит, какие «знания и методы» Вам пригодятся.
Я хочу поделиться одним своим предположением о возможной природе Ваших затруднений. Если замужество для Вас – это близкие и доверительные отношения, то для такого союза быть «знающим» человеком – не самое важное. Точнее, определенные «знания» нужны, но это не технологии и не методы. Я имею в виду более глубокие вещи. Можно назвать их умением быть в близких отношениях с другим человеком – а для этого надо уметь быть ближе к себе самой.
Опыт, о котором я говорю, человек приобретает начиная с младенчества, в отношениях с людьми, которые о нем заботятся (обычно это родители, а на первых порах мама). Эти отношения дают ребенку очень важное «знание»: можно быть зависимым, слабым, «плохим» или «хорошим» – и все равно любимым и ценным для другого. Это «уроки» близости, доверия и принятия себя как целостного человека. Об этом раннем опыте трудно рассказать «взрослым» языком, словами, потому что его получают не через собственно слова, а скорее через тембр голоса, нежные прикосновения, любящие взгляды.
Постепенно ребенок взрослеет, его «вселенная» расширяется, населяется разными людьми. Это уже не только мама, но и отец, другие родственники, сверстники, учителя и пр. Взаимодействуя с ними, мы приобретаем новые знания о себе, новые навыки общения. Мы узнаем об ограничениях своего Я внешней реальностью, желаниями и потребностями других людей. Мы начинаем различать дистанцию в отношениях: теперь у нас есть не только самые дорогие и близкие люди, но и те, кто подальше, и просто знакомые; мы научаемся общаться с разными людьми по-разному.
Новые знания и умения мы приобретаем всю жизнь. Они ложатся слой за слоем (как пряжа в клубке), а в сердцевине находится опыт близости, доверия и принятия себя. Другими словами, одни наши знания лежат как бы на поверхности и нужны нам для общения на большей дистанции (на работе, в компании, например), а другие исходят из глубины нашего Я и участвуют в создании близких и доверительных отношений.
Возможно, в Вашей ситуации, Марина, Вам будет полезно обратиться именно к этим «знаниям», вступать в отношения всем своим Я. Это труднее, чем опираться только на «методы» и «знакомство с психологией». Но именно этот опыт может привести Вас к сердцу другого человека и к себе самой.
Всего наилучшего,
Люси Микаэлян.