Мне кажется, я не умею общаться с молодыми людьми…
Сейчас у меня есть человек, который дорожит мной. Я знаю его уже почти год. Когда мы только познакомились, я была от него без ума, но, как он объясняет, по причине неразберихи в себе он исчез, и исчез надолго. Потом он позвонил, долго извинялся. Мы стали опять общаться, но сейчас у меня нет того влечения и потребности в этом человеке, какая была раньше... Прошла влюбленность, а вместе с ней интерес. Сейчас у меня большие трудности. Я не могу дать ему то, что он заслуживает. Я не понимаю, что со мной происходит. Такая ситуация, только без Его исчезновения, складывается уже не раз. И, попрощавшись, я начинаю жалеть. Я уверена, что, если я с ним расстанусь, потом буду долго убиваться. Что со мной происходит? Помогите, пожалуйста, разобраться...

Ответ эксперта
Александра, Вы видите в том, как развиваются Ваши отношения с молодыми людьми, наметившуюся тенденцию, которая Вас тревожит, не устраивает. Вы хотите «разобраться в себе». Значит ли это, что Вы хотите понять, что Вы делаете «не так», в чем Ваша «ошибка»?
Давайте сначала поговорим о том, что у Вас получается. Вы умеете влюбляться, «быть без ума» от своего молодого человека, и это замечательно! Влюбленность – прекрасное начало для отношений. Думаю, что на этом этапе молодой человек видит в Ваших глазах море чувств, которые адресованы лично ему, и это, наверное, самое ценное, что может дать один человек другому.
Но влюбленность – временное состояние не только для Вас, но и для всех людей. Отношения, как живой организм, должны развиваться, чтобы жить. На смену влюбленности приходят менее бурные, но более глубокие чувства. Доверие, взаимопонимание, ощущение общности. Отношения становятся более ровными и стабильными.
Вы пишете о том, что не можете сейчас дать молодому человеку то, «что он заслуживает». И, видимо, испытываете в связи с этим чувство вины. И еще говорите о сожалениях, которые будут с Вами, если вы расстанетесь. Возможно, эти негативные переживания – «плач» о том, что ваши отношения не перешли с романтического этапа влюбленности к следующему – этапу стабильных и постоянных отношений. Грустить, когда что-то хорошее в нашей жизни заканчивается, естественно. А для того, чтобы при этом не «убиваться», нужно понять, чего Вы ожидали от этих отношений и какие Ваши ожидания не оправдались.
Хотите ли Вы развития этих отношений от влюбленности к более серьезным? Готов ли к этому молодой человек, с которыми Вы встречаетесь? Входит ли в Ваши жизненные планы в обозримое время вступление в длительные отношения? Как к этому отнесутся Ваши близкие (родители в первую очередь)? Не знаю, как Вы, но обычно в 17 лет девушки (и молодые люди) настроены менее серьезно. Ведь вступая в постоянные отношения, людям приходится брать на себя ответственность за многое: где жить вместе, как зарабатывать, – и это только начало «списка». Это задачи взрослой жизни, время решать их, возможно, еще не настало.
А если не постоянные отношения, то что? Какой вариант их развития был бы для Вас хорошим? Если это не длительные отношения, то как они должны завершаться? Есть ли в них место для взаимных обязательств, и если есть, то какое?
Я задаю все эти вопросы для того, чтобы помочь Вам понять, какие отношения Вы хотите строить. Вы пишете, что сейчас у Вас «большие трудности». Я не поняла: это трудности из какой-то другой сферы Вашей жизни, не связанной с отношениями с молодым человеком? Или трудности как раз и заключаются в том, что Вы не можете дать ему «то, что он заслуживает»? Если верно первое, то, естественно, надо начать разбираться с именно этой проблемой.
И, в заключение, немного психологической теории. Мы пишем истории наших любовных отношений не «с чистого листа». На нас влияет опыт отношений между мамой и папой, бабушкой и дедушкой, другими родственниками. Эти отношения служат моделью, которую мы можем хотеть воспроизвести, или, наоборот, избежать во что бы то ни стало. Влияние, о котором я говорю, присутствует всегда, это нормально. Опыт поколений наших близких людей – это как корни большого дерева, без которых на нем не было бы листьев и новой жизни.
Но человек одновременно и часть истории своей семьи, и отдельная личность с собственной историей. Чтобы свободно реализовывать личные жизненные цели, желания и предпочтения, бывает полезно понять, какие «послания» родительской семьи мы несем с собой во взрослую жизнь. Такое понимание дает свободу выбора, и мы решаем, что из семейного «наследства» хотим взять с собой в «путешествие» по жизни, а что – оставить.
Как в Вашей семье вступают в романтические отношения, выходят замуж? Когда это делать пора, когда рано, а когда поздно? Какие ожидания существуют в Вашей семье в отношении мужчин? Что в отношениях между женщинами и мужчинами приветствуется, а что считается предосудительным? Ответы на мои вопросы могут помочь Вам разобраться в том, как влияет история Вашей семьи на Ваши отношения с молодыми людьми.
Желаю успехов.
Люси Микаэлян.