Я поняла, что не все в жизни бывает по плану, но это грустно, потому что у окружающих нас людей все получается…
Мы с мужем вместе почти 5 лет, и у нас до сих пор нет детей (теперь уже по непонятным причинам, так как серьезных проблем со здоровьем нет и традиционная медицина предлагает всяческие операции вплоть до ЭКО). Знакомы мы давно (10 лет), сначала думали: закончим учебу – начнем работать; потом решили строить квартиру и только потом задумались о свадьбе и детях. И теперь я поняла, что не все бывает по плану в жизни. И это грустно, потому что у окружающих нас людей почему-то все получается, хотя умом понимаю, что нужно жить своей, а не чужой жизнью. Эта тема за последние годы стала такой больной, что наши взаимоотношения с мужем начали ухудшаться, да еще когда в семье нет материального достатка, все усугубляется. Я знаю, что многие бездетные пары могут позволить себе путешествовать, оплачивать лечение в зарубежных санаториях и по крайней мере не думать, как и где заработать, простите, на мебель или машину. Видимо, нашу семью постиг общий кризис, хотя в принципе мы не меланхолики и ведем активный, спортивный образ жизни. Нас окружает много детей друзей, родственников, и они все тянутся ко мне и даже к мужу. Мы не отказываем им в своей любви и не отворачиваемся, несмотря на то что внутри порой невыносимая боль...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ирина. Я вспомнила, читая Ваше письмо, недавний сюжет, увиденный в теленовостях о войне на Ближнем Востоке. Маленькая девочка показывает на дом, в который попала бомба и его жители погибли, и говорит: «Вон там жила плохая девочка, она не давала мне свои игрушки. Она умерла». Слова этого ребенка – наглядная иллюстрация того, как многие из нас защищают себя от непредсказуемости и пугающей неопределенности мира, в котором мы живем. «Плохие вещи случаются с плохими людьми. Я хорошая, поэтому со мной ничего такого не произойдет». Или: «Буду вести себя правильно, и ничего плохого со мной не случится». Это нормальная защитная стратегия, она дает нам ощущение контроля над происходящим, необходимое для того, чтобы планировать свою жизнь, быть в активной роли «строителя своего счастья», а не воспринимать себя как беспомощную игрушку в руках неведомых и могучих сил. Такая «картинка» дает нам чувство безопасности, и расставаться с ней больно.
Я упомянула об этом трагическом сюжете потому, что, несмотря на очевидные различия, тут есть и нечто общее с Вашей историей. Вместе с мужем Вы планировали совместную жизнь (учеба, работа, квартира, дети). Но по непонятным причинам ваши правильные и ответственные действия не привели к желаемому результату. Такое положение вещей может восприниматься как несправедливость и вызывать обиду, боль, гнев, печаль. Испытывать эти тягостные чувства естественно, они всегда сопровождают утрату (я имею в виду утрату ощущения, что все в жизни идет по плану и зависит от ваших с мужем усилий). Более того, переживание этих чувств в конечном счете действует исцеляюще, потому что ведет нас к тому, чтобы воспринимать свою жизнь более объемно; возможно, как менее предсказуемую, но как более сложную и многообразную. Об этом процессе, который психологи называют проживанием горя, я уже рассказывала, отвечая на одно из писем.
Мне кажется, что сейчас очень важно оградить Ваши отношения с мужем от негативного воздействия проблем, с которыми столкнулась ваша семья. Произойдет или не произойдет зачатие – это и биологическая предопределенность, и случайность одновременно. Важными здесь оказываются многие факторы, и эмоциональное состояние супругов не последний из них. Напряжение, возникающее в отношениях партнеров; чувство, что тебя не понимают, что ты одинок (одинока) перед лицом проблемы; взаимные (явные или скрытые) обвинения, претензии друг к другу; «целевой» секс (по плану, в «нужные» дни) – все это неполезно для семейной жизни, для роста, развития семьи и для продолжения ее в детях.
Кто вы друг для друга? Что объединяет вас, помимо совместных планов? За что вы уважаете и цените друг друга? Какие качества Вашего мужа кажутся Вам привлекательными? Что, как Вы думаете, ему нравится в Вас? Бывают ли сейчас, несмотря на трудную ситуацию, моменты, когда напряжение между вами не столь сильно? Что вам тогда нравится делать вместе?
Проблемам свойственно «зацикливать» людей на «больной» теме, а ответы на эти мои вопросы, я надеюсь, помогут вам обоим увидеть, что ваши отношения – это нечто большее, чем ваши неосуществившиеся планы.
И еще надеюсь, что вам удастся изменить границы на «карте» ваших отношений, сделать так, чтобы Вы с мужем оказались на одной территории, а проблема – на другой. Возможно, тогда она разрешится сама собой. Если нет – доверие и взаимопонимание позволят вам действовать сообща, принимать совместные решения.
Всего доброго,
Люси Микаэлян
.