Я завистливый человек...
У меня замечательная семья: мама, папа, двое братьев. Не идеальная семья, но хорошая. Я студентка последнего курса лингвистического университета. В данный момент мне даже удается по специальности подрабатывать. Пусть я получаю не очень большие деньги и пока не наблюдаю особых перспектив, но для студентки уже неплохо. Я не жалуюсь на здоровье. Вроде все хорошо. Но я все равно продолжаю завидовать. Я завидую, когда мои знакомые сверстники устраиваются на стабильную, перспективную работу, я завидую тому, что кто-то талантливее меня, что кому-то учеба дается легче, что кто-то уже встретил свою судьбу. Примеров можно привести множество. Причем я завидую настолько сильно, что даже не могу слышать об успехах других людей. Меня это сперва раздражает, потом приводит в уныние.
Я завидую и малознакомым людям, и знакомым, но что самое плохое, я завидую своим близким друзьям. И чувствую себя от этого еще хуже. Я словно лицемерю в отношениях с самыми близкими мне людьми. Я не умею порадоваться чужой радости и успеху. Быть может, можно как-то разучиться завидовать? Или, на худой конец, не испытывать при этом столь отрицательных эмоций?

Ответ эксперта
Насколько я поняла, Виктория, в основе зависти, которая Вас мучает, лежит сравнение. Вы сравниваете себя со знакомыми и близкими людьми по какому-то параметру, связанному с успехом в жизни (карьера, учеба, личная жизнь). Результаты этого сравнения вызывают сначала раздражение, а потом уныние. Как будто существует вертикальная Лестница Успеха, по которой карабкаетесь и Вы, и другие люди. Вы смотрите вверх и видите на следующей ступеньке кого-то из Ваших знакомых. И похоже, решаете, что, раз кто-то обогнал Вас, то Ваши шансы на победу уменьшаются. А что там, в конце лестницы? Какая награда ждет «победителя соревнования»? В чем конкретно заключается победа?
Жизнь в вертикальном мире сравнений действительно неприятна. Населяющие такой мир люди – конкуренты. В нем трудно дружить и доверять, радоваться чужим успехам. Трудно ценить свои достижения, потому что всегда найдется кто-то, у кого достижений больше. От этого собственный успех кажется менее значительным. Кроме того, сама организация нашей жизни подталкивает к тому, чтобы включиться в соревнование, расти относительно других, а не относительно себя. Высокие баллы, высокая зарплата, карьерный рост, высокая позиция – вертикальная модель задана даже на уровне языка. Это благоприятная почва для зависти. Что же делать человеку, который не хочет завидовать?
Мне кажется, что противоположностью жизни в сравнениях с другими людьми является жизнь в соответствии с собственными целями и планами. Из Вашего письма я узнала, что Вы уже сделали шаг в этом направлении, решив, что хотите изменить свои отношения с завистью. Нередко зависть избирает следующую тактику: она указывает человеку на достижения других людей и мешает ему замечать его собственные успехи. Или говорит: твои успехи ничтожны по сравнению с тем-то и тем-то. Вы видите свои достижения (поступили в университет, проучились до последнего курса, подрабатываете по специальности и зарабатываете) – для меня этот рассказ означает, что зависть не является полновластной хозяйкой Вашей жизни. Есть ли (сейчас или в прошлом) в Вашей жизни отношения, «свободные» от влияния зависти? Как Вам удается (удавалось) противостоять зависти, не пустить ее в эти отношения? Какие Ваши личные качества Вам помогают (помогали)?
Когда проблема зависти появилась в Вашей жизни? Что это была за ситуация, кто были ее участники? Какие «слова» говорит зависть для того, чтобы проникнуть в Вашу жизнь? Из Вашего рассказа я узнала, что зависть идет рука об руку с другими проблемами – раздражением и унынием. Какое будущее эти трое Вам готовят? А какое будущее для себя планируете Вы сами? Кто поддерживает Вас в этом? Есть ли у этих людей проблемы с завистью? Если нет, то как им удается не пускать зависть в свою жизнь? Что из опыта этих людей может пригодиться Вам?
Бывает, что привычка сравнивать себя с другими появляется в детстве. Между сиблингами (этим одним словом называются братья и сестры) часто существует конкуренция (в основе которой лежит сравнение), и это нормально и даже полезно для развития ребенка, потому что младшие тянутся за старшими, а старшие «держат темп». Конечная (но обычно непроговариваемая и неосознаваемая) цель такой конкуренции – признание и любовь родителей. Распространенная и, согласитесь, естественная ситуация – это когда родители хвалят ребенка за хорошее поведение, пятерку по английскому и т.д. Что именно вызывает похвалу – зависит от системы ценностей каждой конкретной семьи, от того, что именно родители считают критериями успеха. Бывает, что представления родителей об успехе для мальчиков и девочек различаются. Родительские ожидания достижений от старшего, среднего и младшего ребенка тоже бывают разными. Сложное сочетание многих факторов (пол ребенка, порядок рождения, семейные ценности и критерии успеха, отношения между братьями и сестрами, поведение родителей) формирует наши представления об успехе и способах, с помощью которых успеха можно достичь. Хороший вариант, когда у человека в запасе несколько стратегий, одна из которых конкуренция, но есть и другие.
Модель успеха, которой «снабдила» человека родительская семья, дополняется представлениями об успехе, существующими в обществе. Для того чтобы строить свою жизнь в соответствии с собственными планами и предпочтениями, бывает важно понять, чего от меня ожидали (ожидают) родители, чего от меня ожидает социум, чего хочу я сама, насколько совместимо первое, второе и третье. Конечно, решение этой задачи – дело не одного дня. Но решая ее, мы как раз и учимся расти относительно себя, а не относительно других и в результате получаем возможность покинуть «вертикальный» мир сравнений. Тогда мы оказываемся способны выбирать, с кем соревноваться, а с кем – сотрудничать. Так мы научаемся проживать собственную жизнь, в которой зависти нет места.
Всего доброго,
Люси Микаэлян
.