Мне кажется, что жизнь, словно поезд, сверкающий огнями, несется мимо, а я остаюсь только наблюдателем со стороны...
Я не живу своей жизнью, я живу жизнью друзей, знакомых, родственников. Кто-то выходит замуж, рожает детей, разводится, кто-то находит любовь, кто-то ее теряет, кто-то делает карьеру... Только в моей жизни ничего не происходит. Я одна, у меня нет любимого человека, детей, карьеры...
Для одних я жилетка, в которую можно поплакать, когда грустно, для других – просто средство от скуки. Моя жизнь крутится по замкнутому кругу, как детская карусель. Меняются только люди, которые на ней катаются. Когда аттракцион закрывается и я остаюсь одна, мне кажется, что жизнь, словно поезд, сверкающий огнями, несется мимо. А я остаюсь только наблюдателем со стороны...
Я понимаю, что скорее всего этот круг я создала сама. И нужно его разорвать, но в моей жизни не появляется даже шанса, для того что бы все перевернуть. Возникает чувство, что этот шанс никогда не появится. Что все останется так навсегда. Новый день не принесет мне ничего нового. Все будет спокойно, размеренно, монотонно...
Постепенно, очень медленно, оптимизм и надежда на лучшее сменяются пессимизмом и апатией. Безумно хочется что-то изменить, но я не знаю, что нужно менять, а главное – как...

Ответ эксперта
Мне кажется, Анна, что быть сторонним, но заинтересованным наблюдателем и внимательным слушателем – это ценные и не часто встречающиеся умения. Вы человек, с которым можно побыть, когда грустно, который может развлечь, когда скучно, – о каких Ваших качествах это говорит? По-моему, сами по себе такие способности не являются недостатком – они, скорее, сильная Ваша сторона. А такое качество, как чуткость к потребностям других людей, полезно и в личной жизни, и для успеха в профессиях, в которых важен «человеческий» фактор. Поэтому, мне кажется, можно начать с того, чтобы по достоинству оценить эти свои умения и способности.
Если бы мы с Вами беседовали очно, я бы спросила Вас: «Куда Вы хотите двигаться дальше? Какие цели ставите перед собой сейчас? Может ли для достижения этих целей пригодиться Ваше умение понимать других людей, разделять и облегчать их эмоциональное состояние, быть одновременно «внутри» ситуации и «вне» ее (роль заинтересованного наблюдателя)?»
Вы говорите о шансе, необходимом для того, чтобы перевернуть ситуацию. В чем именно, по-Вашему, он мог бы состоять? Как могла бы выглядеть «перевернутая» ситуация? Каким мог бы быть Ваш личный вклад в «переворачивание» ситуации? В чем заключается надежда на лучшее, о которой Вы пишете? Что происходит с отношениями, когда с Вашей помощью проблемная ситуация в жизни Ваших знакомых разрешилась? Хотели бы Вы продолжать эти отношения? Что в них ценно для Вас помимо того, что Вы имеете возможность быть полезной и нужной? Что Вы готовы сделать для того, чтобы они развивались дальше?
У меня возникло предположение, что в отношениях с другими людьми Вам бывает непросто заявить о собственных потребностях, и в этом может заключаться причина угнетенного эмоционального состояния (пессимизма, апатии, о которых Вы пишете) и скрытого неудовольствия от ощущения, что Вы вкладываете в отношения больше, чем получаете. Имеют ли, по Вашему мнению, мои гипотезы какое-либо отношение к Вашей ситуации? Если да, тогда имеет смысл обратить внимание и на собственные потребности, опознать их присутствие в Вашей жизни, иначе говоря, определить, в чем они состоят. Это могло бы стать еще одним шагом (помимо признания собственных достижений в умении помогать другим людям) на пути к изменениям, которых Вы горячо желаете.
Всего доброго,
Люси Микаэлян.