Я часто пытаюсь представить, как стали бы вести себя близкие мне люди после моей смерти…
В последнее время меня все чаще одолевают мысли о смерти (будто со мной произошел несчастный случай), я представляю себе, как стали бы вести себя близкие мне люди (особенно мой молодой человек) – переживать, плакать, винить себя за то, что мало уделяли мне внимания, чего-то не сказали, что мне так хотелось услышать, и не сделали вовремя, а теперь уже поздно. Как мне справиться с этими мыслями?

Ответ эксперта
Похоже, сейчас в отношениях с близкими людьми Вам не хватает внимания и заботы с их стороны. Вероятно, это вызывает у Вас обиду, боль, печаль, злость. Мысли о собственной смерти позволяют «перевернуть» ситуацию, и страдающими оказываетесь не Вы, а Ваши обидчики. Представляя себя жертвой несчастного случая, Вы как будто наказываете их мучительным чувством вины. Теперь им уже ничего не удастся для Вас сделать, ничего не исправить. Этот воображаемый реванш предполагает, что, лежа в гробу, можно одним глазком подглядеть переживания своих близких и испытать удовлетворение: «Справедливость восторжествовала. Раньше страдала я – теперь помучайтесь вы».
Стратегия воображаемой мести, возможно, и приносит некоторое облегчение, но не решает проблем, существующих в Ваших отношениях. Насколько я поняла, сейчас проблемы больше всего дают о себе знать в отношениях с Вашим молодым человеком. Что в этих отношениях для Вас ценно и важно? Как они развивались? Каким бы Вы хотели видеть будущее этих отношений? Что Вы делаете для того, чтобы это будущее наступило? Как бы Вы назвали проблему (проблемы), существующие в ваших отношениях? Как бы Вы описали «цели» этих проблем, что они хотят сделать с вашими отношениями? Есть ли в Вашей жизни отношения, свободные от этих проблем? Как Вам, Вера, удается не впускать проблемы в эти отношения? Нравятся ли Вам такие отношения? Что в них Вы делаете по-другому? Что делают иначе Ваши партнеры по отношениям? Что из этого опыта более конструктивных отношений Вы хотели бы привнести в отношения с молодым человеком? Какие Ваши умения, личные качества могут Вам пригодиться в этом? Что конкретно могло бы стать первым шагом на этом пути?
Если мои вопросы покажутся Вам интересными, попытайтесь подробно ответить на каждый из них. Надеюсь, Вы сможете увидеть, на что в себе самой опереться, для того чтобы строить с близкими людьми такие отношения, которые подходят именно Вам. Я думаю, тогда мыслям о смерти нечего будет делать в Вашей жизни.
Всего доброго,
Люси Микаэлян
.