Эгоизм или нормальное детское поведение?
Добрый день Татьяна ! Очень нужен Ваш профессиональный взгляд со стороны!
Моей дочке пять с половиной. Я всегда хотела раскрыть в ней лидерские качества, мечтала воспитать её свободной, творческой, чтобы она не чувствовала одиночества, чтобы ощущала, что её поддерживают и понимают. Впринципе я так её и воспитывала - видела в ней личность, советовалась с ней в посильных для неё вопросах, спрашивала её мнения, всегда объясняла, почему запрещаю что-то. До недавнего времени я чувствовала, что моё воспитание даёт позитивные всходы - дочка любознательна, раскована, не стесняется чужих, умеет высказывать и отстаивать своё мнение, у неё нет капризов каких-то...она понимает, например, почему сейчас нужно идти спать, а после обеда можно съесть не больше пары конфет, не устраивает истерик в детском мире, чтобы ей купили всё.
НО, с недавнего времени мне кажется, что она растёт эгоисткой. Приведу конкретный пример, впринципе именно он повторяются раз за разом и меня беспокоит: случается так, что у меня бывают сильные головные боли пару раз в месяц и я не вижу, чтобы дочка как-то пробовала проявлять заботу обо мне, беспокоилась.
Я ей пытаюсь объяснить - маме больно, пожалей...она отказывается понимать. Она время от времени спрашивает, прошла ли у меня голова, если я отвечаю, что мне получше, она с надеждой в голосе говорит :"значит ты уже теперь сможешь со мной поиграть?" То есть видно, что она воспринимает меня как такого биоробота, который делает ей хорошо - кормит, греет, играет, развлекает. Или же другой пример - мы встаём с утра и она сразу начинает ждать, когда я с ней поиграю - я готовлю завтрак - она ждёт (при этом она может сама играть, но её вопросы показывают мне, что она ждёт, когда я освобожусь) Я пытаюсь ей объяснить, что у меня помимо моих обязанностей могут быть какие-то мои личные увлечения...но она этого будто не понимает. И выходит в конечном итоге, что я живу исключительно дочкиными интересами - играю в её игры по её сценарию....и всё. Я даже игру выбрать не могу - она мне не даёт - мы играем ровно в те игры, в которые хочется ей. Если мне, к примеру, хочется сыграть с ней в лото, она это игнорирует. То есть я такая игральная машина. Дочку не волнует моё настроение, моё самочувствие и прочее. Я сама впринципе всегда пыталась создать ей такой позитивный фон, чтобы ей жилось хорошо - не грузила своими болезнями, переживаниями. Но где та грань, когда воспитание позитивно мыслящего ребёнка-лидера с активной позицией переходит в воспитание эгоиста, которому плевать на то, что чувствуют другие? Какие ошибки я допускаю и как их исправить, не задавив то хорошее, что есть в ребёнке....потому как я не хочу вырастить ни дочь эгоистку с одной стороны, ни дочь с оценочной зависимостью, постоянно оглядывающуюся на мнения других с другой стороны.
Заранее спасибо!

Ответ эксперта
Виктория, вы затронули важную тему, связанную с эмоциональным воспитанием детей. Детям дошкольного возраста присущ так называемый эгоцентризм. Это означает, что ребенок-дошкольник не способен понять индивидуальность эмоционального состояния окружающих. Ему кажется, что все другие люди обладают таким же мироощущением, как и он сам. Могу пояснить на приведенном вами примере: раз девочке полюбилась какая-то игра, то она уверена, что и вам эта игра в данный момент по нраву. Способность разделять свои собственные переживания и переживания другого человека проявляется у ребенка, как правило, только к началу школьного обучения. Но это не значит, что не нужно уделять внимание эмоциональному развитию дошкольника. Без должного эмоционального воспитания эгоцентризм может сохраняться у ребенка и оказывать негативное влияние на формирование его как личности. Поэтому способности к сочувствию и сопереживанию у детей надо тренировать, ибо сами по себе эти способности не сформируются. Каждодневная забота не только о членах семьи, но и животных, любимых игрушках для ребенка должна стать нормой.
Виктория, вы пишете, что всегда старались создавать для дочери позитивный фон, пренебрегая собственным настроением и самочувствием. Но задайтесь вопросом: «Если кормить человека только сладким, научится ли он правильно различать другие вкусы? Демонстрируя ребенку только позитивную сторону жизни, можно ли научить его сочувствию?» Думаю, что ответ вам ясен. В желании родителей быть необременительными для своих детей кроется одна из главных причин детского равнодушия. Ведь как мы игнорируем свое состояние, так и потом ребенок не считает нужным его учитывать.
В жизни есть место всему: и приятному, и неприятному. Мы радуемся чему-то, в том числе, благодаря уже приобретенному нами негативному опыту. Поэтому либо человек чувствует и хорошее, и плохое, либо он не чувствует ничего, ибо способность чувствовать касается всех эмоций. Это означает, что ребенок должен знать о разных переживаниях. Для этого совсем необязательно искусственно создавать «негативный» фон. В течение дня с нами происходит много событий, вызывающих совершенно разные чувства. Да и персонажи из историй детских книг и мультфильмов могут испытывать страх, злость, обиду, огорчение и прочие неприятные чувства. Просто надо обращать внимание ребенка на эти переживания. Членам семьи следует четко обозначать свое эмоциональное состояние («Я устал», «Я огорчен» и т.д.), а также помогать ребенку выразить его собственное состояние. Просите ребенка о помощи, а за проявление заботы не забудьте его поблагодарить и отметить, как для вас это было важно.