Как ребенок переживет разлуку с бабушками и дедушками?
Мы с супругой (молодая пара) собираемся переехать на время в другой город. У меня и у нее там есть работа. Ребенок первый раз пойдет в садик и, соответственно, первый раз в другом городе. Вот все, кажется, хорошо: и квартира, и работа, и город, и экология. Но постоянно мучает одно: как ребенок переживет отъезд от бабушек и дедушек? Стресс? Как его обойти мягко? В общем, такие вот дела, пронимаешь, что это необходимо (заработать деньги), и в то же время думаешь о том, кого это сделает счастливым...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Сергей. Психологи считают, что эмоциональное благополучие маленького ребенка во многом зависит от состояния близких ему людей. Если Вы и другие члены Вашей семьи примете предстоящие изменения спокойно, вы сможете вместе поддержать ребенка в его новой жизни (детский садик, другой город), дать необходимое ему чувство безопасности и стабильности.
Вообще говоря, перемены, которые Вы планируете, касаются не только отношений бабушек и дедушек с внуком, но и всей Вашей семьи в целом. Если думать о возможном стрессе, то, скорее, его могут испытать те родственники, чьи эмоциональные связи с другими членами семьи подвергнутся перестройке больше всего.
Сейчас Ваша семья состоит из людей трех поколений. Старшее поколение – это одновременно и бабушка с дедушкой, и ваши родители. Среднее поколение – Вы и жена, родители своему ребенку, дети своих родителей. Младшее поколение – ваш ребенок и внук ваших родителей. Когда вы переедете, не только ваши родители станут от вас дальше, но и несколько отдалится ребенок (у него появятся новые отношения со сверстниками и воспитателями в саду, он будет проводить какое-то время вне дома). Дистанция между вами и старшим поколением с одной стороны и младшим с другой увеличится, а вы, как супруги, окажетесь ближе друг другу. Кроме того, на новом месте контактов вне семьи (друзей, например, или способов проведения досуга) первое время меньше. Это внешняя граница вашей семьи, дополнительно способствующая вашему сближению. Привлекает ли каждого из вас подобная перспектива? Был ли в вашей супружеской жизни период, когда Вы и жена жили вдвоем, без родителей и детей? Что из этого опыта (если он у вас был) вы хотели бы пережить снова, а с чем хотели бы расстаться? Если сближение между Вами и Вашей женой комфортно и желанно для вас обоих, это хорошая защита от стресса для вашего малыша.
А что изменится в жизни старшего поколения с вашим отъездом? Возможно, сейчас бабушка и дедушка проводят много времени с внуком, сильно включены в его жизнь эмоционально. Чем они займут освободившееся время? А чувства, которые они испытывают, – найдут ли ваши родители, куда направить их, когда и дети, и внук уедут? Если тема переезда не привносит в ваши отношения со старшим поколением чувства вины и обиды, ощущения, что кто-то кого-то бросает, то, думаю, предстоящая разлука окажется переносимой для всех членов Вашей семьи.
Желаю успехов на новом месте,
Люси Микаэлян.