Мне страшно осознавать, что время стремительно мчится и я многого не успею…
Мне сложно описать свою проблему. Мне страшно от осознания того, что время очень быстро, просто стремительно мчится. Я многого не успею. Что делать? Пишу, и даже тревожно стало.

Ответ эксперта
Возможно, проблема, которую Вам сложно сформулировать, заключается именно в тревожном чувстве, которое Вы испытали, когда описывали свою ситуацию. Возможно, это не время мчится стремительно, а сердце бьется чаще, когда Вы думаете о том, что Вам надо многое успеть. Что именно Вы хотите успеть сделать, Светлана? Успеть абсолютно все действительно не удастся ни Вам, ни кому бы то ни было другому. Тревоге свойственно торопить нас, отвлекать от того дела, которым мы заняты в данную минуту, переключать наше внимание на другие, тоже важные, дела. Тревога – плохой спутник, потому что она заставляет метаться и не дает закончить начатое. Всего не успеть, но, постоянно находясь в тревоге, Вы успеете еще меньше. Противостоять влиянию тревоги помогают продуманный порядок дел, определение конкретных целей, расстановка приоритетов. Нередко бывает полезно составить план своих дел на год, месяц, неделю, день и последовательно продвигаться от одного пункта расписания к другому.
Многие психологи рассматривают тревогу и страх как неприятные эмоциональные состояния, которые имеют конкретные телесные проявления и в то же время представлены на уровне нашего сознания. «Снаружи» – мышечное напряжение, учащенное сердцебиение; определенные мысли, убеждения – «внутри». Страх и тревога отличаются друг от друга: у страха есть объект (то, чего именно мы боимся), у тревоги его нет. Состояние, которое Вы испытываете «от осознания того, что время очень быстро, просто стремительно мчится», – это одна из разновидностей страха. А в чувстве, которое Вы испытали, когда писали на наш сайт, можно увидеть проявление тревоги.
Существует масса упражнений, воздействующих на тревожное состояние, вне зависимости от того, чем оно вызвано. Это релаксационные техники (например, релаксация по Джейкобсону), дыхательные упражнения, некоторые виды йоги.
Полезной может оказаться также попытка увидеть, существует ли связь между тревогой (страхом) и ситуацией в доме, историей семьи, а также попытка понять «тактику» проблемы. Когда в Вашей жизни появилось ощущение, что время стремительно мчится? Что тогда происходило в Вашей жизни? Насколько я могу предположить, страх, что Вы многого не успеете, каким-то образом связан с темой достижений и жизненного успеха. В чем конкретно, с Вашей точки зрения, заключается этот успех? Какие представления об успехе существуют в семье Ваших родителей? Успевают ли многое Ваши близкие? Как время движется для них? Возможно, «отношения» со временем – это не лично Ваша, а семейная тема. В этом случае прекратить «бег наперегонки» с мчащимся временем можно, если обзавестись собственными целями и планами на свою жизнь. Чего хотите именно Вы, Вы как отдельный и самостоятельный человек?
Как Вы ведете себя, когда Вы находитесь под влиянием тревожного чувства и/или страха? Как проблема «убеждает» Вас вести себя таким образом? Если бы Вы во всем слушались «голоса» проблемы, к чему это могло бы Вас привести? Из рассказов людей, с которыми я работаю, я узнала, что иногда тревога применяет следующую тактику. Она умеет «переворачивать» ситуацию: как будто это не мы выбираем, чему именно посвятить свое время, а дела выбирают нас и тянут в разные стороны, а мы мечемся между ними. Для того чтобы стать главной в отношениях со своими делами (и своим временем), бывает полезно подвести итоги (что уже сделано, каковы мои достижения); определиться, куда двигаться дальше; решить, какие дела на этом пути первостепенные по важности, какие на втором месте и так далее.
Подходит ли Вам такой «двусторонний» план (воздействовать на внешние проявления и проанализировать внутренние) по преодолению ощущения, что время мчится стремительно? Это работа, которую Вы могли бы проделать самостоятельно и написать нам, что у Вас получилось.
Желаю успехов,
Люси Микаэлян.