Мой отец ушел из семьи... Мама потеряла ко всему интерес, сидит дома, никуда не ходит… Как я могу ей помочь?
Мой отец ушел из семьи... Нашел другую женщину... Очень жалко маму, хочется ей как-то помочь, поддержать ее. Сама я все-таки верю, что впереди у нее еще много всего и, может быть, лучшего, ведь нашу семью нельзя было назвать идеальной. Да таких, наверное, и нет.
Прошло уже почти полгода. Хотя формально они все еще в браке, дома он не живет. Мама хотя и старается всего не показывать, очень переживает, часто вспоминает что-то связанное с ним, потом злится. Она потеряла ко всему интерес, сидит дома, никуда не ходит. Хочется ее как-то растормошить, заставить поверить в себя, объяснить, что жизнь на этом не кончается, но... В общем, не знаю, что делать. Как я могу ей помочь? Пытаться как-то ее настраивать на лучшее или подождать, пока все само пройдет?

Ответ эксперта
То, что Ваша мама сейчас очень переживает и злится, естественно и неизбежно. Подобные тягостные чувства испытывают все люди, когда сталкиваются с утратой ценных отношений. Воспоминания о прежней жизни с Вашим отцом, о хорошем и плохом, что было между ними, – важный этап проживания горя (так это называют психологи, и я рассказывала об этом, отвечая на одно из писем), потому что поток жизни непрерывен и без прошлого нет будущего.
Ваша отзывчивость и горячее желание помочь близкому человеку вызывают у меня искреннее восхищение и уважение. Но, думаю, Вы чуть-чуть торопитесь, ожидая быстрых изменений и подталкивая маму к возвращению к нормальной жизни. А Ваша мама, похоже, пытается оградить Вас от боли, когда, как Вы говорите, «старается всего не показывать». Может быть, в Вашей поспешности она видит неготовность соприкоснуться с сильными негативными эмоциями. Быть чутким и в то же время ненавязчивым помощником для горюющего человека непросто, особенно когда речь идет о семейных делах и то, что произошло, касается и Вас лично. Поэтому, как мне кажется, имеет смысл со вниманием отнестись к собственным переживаниям, связанными с уходом Вашего отца из семьи к другой женщине. Думаю, для Вас это тоже потеря, и, если Вы позволите себе испытать весь «спектр» сопутствующих ощущений: обиду, злость, вину, печаль, – Вам станет понятнее состояние Вашей мамы. Если ваши отношения достаточно доверительные, Вы могли бы поделиться с ней своими переживаниями (которые в чем-то похожи, а в чем-то отличаются) и стать ближе друг другу. Возможно, тогда маме не надо будет прятать свои чувства от Вас, и вы сможете поддерживать друг друга, как два взрослых человека.
И еще одно соображение семейного психолога. Супружеская жизнь Ваших родителей касается только их двоих, и, даже если они решат развестись, ни отец, ни мама не перестанут быть Вашими родителями. Вы пишете, что Вашу семью нельзя было назвать идеальной и раньше. Возможно, это связано с проблемами, которые давно существовали в их отношениях, а полгода назад заявили о себе открыто. Сейчас, как мне кажется, Ваша задача заключается в том, чтобы сохранить отношения с каждым из родителей по отдельности, а разбираться с супружескими проблемами предоставить им самим.
В том, чтобы занять подобную позицию, я вижу для Вас способ остаться дочерью своим родителям вне зависимости от того, какое решение, касающееся их брака, они в конце концов примут. Таким своим поведением и отношением Вы «сообщите» отцу и матери, что способны пережить прекращение их супружеских отношений. Это создаст благоприятные условия для того, чтобы чувство вины, которое мучит при разводе обоих супругов (и здесь не важно, кто «первый начал»), отступило. Думаю, это принесет облегчение и маме, и отцу. Что, в свою очередь, даст Вам возможность переключить внимание и силы на собственную жизнь.
Всего наилучшего,
Люси Микаэлян.