Других людей я воспринимаю с подозрением, как потенциальных обидчиков…
В статье «Научитесь говорить со своим телом» были приведены образы, которые надо представлять, чтобы свести на нет болезненные ощущения. Я хотела бы спросить, что делать (представлять), если у меня в любой нервирующей ситуации (чужая свадьба, чей-то день рождения, где много незнакомых людей, экзамен, проблема на работе, с которой я боюсь не справиться) активизируется деятельность кишечника (вздутие живота, позывы в туалет).
Это происходит, я думаю, из-за проблем с общением, страха сделать что-то не так, быть непонятой, непринятой, высмеянной окружающими. Вообще, других людей я воспринимаю с подозрением, как потенциальных обидчиков. Не могу расслабиться, когда нахожусь одна в окружении незнакомых. Стою в буфете, например, как сжатая пружина, и озабочена тем, что обо мне подумают окружающие. Завидую девушкам, которые идут раскованно, виляя бедрами. А я иду так, как будто я в стане врагов, напряженно. Да и как расслабиться, если боишься, что из твоего тела вырвется какой-нибудь неприличный звук.
Из-за этого, наверное, у меня никакой личной жизни. Никто даже не пытается со мной познакомиться (у меня, наверное, лицо кирпичом делается от скованности).
Может, эти проблемы связаны еще со школой, началось все там. Меня часто обзывали, издевались (у меня было прозвище «курица», однажды мне на стол раскрошили вареное яйцо и сказали, что это мой цыпленок сдох). В возрасте 13 лет у меня, как мне тогда казалось, появился поклонник, который назначил мне встречу и не пришел, из-за чего я сильно и долго переживала. После 9-го класса я перешла в другой класс, где никого не знала. Примерно в это время было обострение атопического дерматита до очагового облысения, в больницу загремела, из-за переживаний, наверное.
В институте мне понравился парень, я переписывалась с ним по электронной почте, в результате он мне дал понять, что не хочет со мной общаться. А я упрямо продолжаю мечтать о нем и днем и ночью, не желая поверить в неприятную правду, фантазируя, рисуя себе нашу с ним жизнь: якобы он мне звонит или приходит и объясняет, почему он был такой дурак, и говорит, что на самом деле он меня любит. Фантазии овладевают мной и на работе, и дома, и в институте, и даже в автобусе – везде я пытаюсь уйти из этой не устраивающей меня реальности в свои грезы. Могу даже придумать что-то и поплакать над этим, хотя ничего не было на самом деле.
Получается замкнутый круг какой-то, из которого не знаешь как выбраться. Я уже записала себя мысленно в старые девы. И не люблю встречать Новый год... А когда летом очень хорошая погода и влюбленные парочки гуляют, на душе скребут кошки (хорошая погода в природе хороша, когда в душе она такая же хорошая, а если на душе пасмурно, то диссонанс получается).
Посоветуйте, пожалуйста, как преодолеть неуверенность в себе, которая, видимо, и порождает все остальные проблемы (с внутренними органами и с окружающими людьми). И простите за нытье: очень любим мы себя жалеть, правда? Может, вы и не ответите мне, но я хотя бы попыталась проанализировать свои проблемы. Говорят, чтобы проблема разрешилась, надо ее осознать. Вот я и пытаюсь это сделать. Еще я придумала себе лозунг, который мне нужно мысленно повторять: «Я знаю, умею, хочу, могу и делаю». Может, так я отучусь пугаться всего и говорить при любом удобном случае, что я ничего не знаю?

Ответ эксперта
Я думаю, Надежда, что работа, которую Вы проделали самостоятельно, установив связь между беспокоящими Вас телесными проявлениями, отношениями с другими людьми и внутренним состоянием, – это действительно важный шаг к тому, чтобы выйти из замкнутого круга, о котором Вы пишете. Можно было бы продолжить самоисследование, обратив внимание не только на проблемную сторону своей жизни, но и на те силы, «ресурсы», которые у Вас есть для того, чтобы эти трудности преодолеть.
Судя по Вашему письму, «место», где Вы чувствуете себя хорошо, существует, и это мир Ваших фантазий. Какой Вы человек в этом мире? Что там Вам нравится в себе, что нравится другим людям в Вас? Если бы Надежда из мира фантазий могла встретиться с Надеждой из реального мира, чему воображаемый персонаж мог бы научить Вас? Предполагаю, что эти две Надежды ведут себя очень по-разному каждая в своем мире. Можете ли Вы – в качестве упражнения – испробовать что-нибудь из фантазийного «репертуара» в реальной жизни и при этом обращать внимание не столько на реакцию окружающих, сколько на внутреннее соответствие выбранной Вами роли?
Школьная травля, о которой Вы пишете, и вправду тяжелое испытание, и не удивительно, что этот опыт научил Вас ждать удара со стороны окружающих, воспринимать их как потенциальных обидчиков. С другой стороны, люди, среди которых мы живем, бывают источником не только наших проблем, но и решений, которые мы ищем. Есть ли у Вас сейчас (или, возможно, в прошлом) близкие Вам люди (родственники, друзья), в отношениях с которыми обиды и подозрительность проявляют себя в меньшей степени? Каков Ваш личный вклад в создание таких отношений? Что эти люди могли бы рассказать о Вас? Знают ли они о Вашем желании преодолеть неуверенность? Могли бы они, как Вам кажется, вспомнить ситуацию, в которой Вы вели себя более уверенно?
Проблемам вообще, а проблемам, которые считаются стыдными, в особенности, свойственно изолировать людей друг от друга, лишать их понимания и поддержки окружающих. У психолога Владимира Леви описан такой случай. Девушка, у которой, как и у Вас, был неврогенный кишечник, и молодой человек с этой же проблемой случайно оказались в одной психотерапевтической группе. Обстановка доверия в ней позволила девушке впервые рассказать «на людях» о том, что ее так беспокоило. Оказалось, что ее переживания (стыд, страх, гнев) были во многом сходны с тем, что чувствовал и долго скрывал молодой человек. Насколько я помню, возникшее взаимопонимание настолько их сблизило, что у них завязались романтические отношения.
Что касается работы с образами, о которой Вы спрашиваете, в литературе по телесно-ориентированной психотерапии мне попадались «медузы» страха и «осьминоги» гнева, которые «поселяются» у людей в животе. Но эти образы не универсальны, и поэтому, как мне кажется, более эффективно было бы поработать с психологом и вместе попытаться найти что-то (животное, предмет и пр.), соответствующее именно Вашим ощущениям.
Всего наилучшего,
Люси Микаэлян.