Как избавиться от зацикленности?
Когда у меня что-то случается, я начинаю «циклиться». Причем очень серьезно. Мне недостаточно подумать об этом и забыть. Я начинаю это со всеми обсуждать, причем мне абсолютно все равно с кем. Это превращается в кошмар. Порой ответ и вывод уже дан и сделан, а я все равно «обсасываю» случившееся с друзьями, с родственниками. Очень долго не могу забыть, пока не появится иная проблема. Не могу ничего держать в себе – такое ощущение, что я хочу, чтобы о моих проблемах все узнали и все были ими загружены. Что это? Может, я пытаюсь на всех перевалить ответственность? Боюсь, что сама не справлюсь?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Валерия. Я бы предложила Вам провести самостоятельное исследование, которое, надеюсь, поможет Вам побольше узнать о той роли, которую играет зацикленность в Вашей жизни.
Когда Вы обсуждаете какое-то событие или ситуацию «все равно с кем», важно ли Вам, что говорят в ответ? Какие слова и действия окружающих усиливают зацикленность, а какие уменьшают? Или проблема «нечувствительна» к реакциям других людей? Любая ли тема может стать предметом для подробного обсуждения? Какие темы с большей вероятностью запускают этот процесс? Зацикленность – это кошмар только для Вас или для людей, с которыми Вы делитесь своими проблемами, тоже? Как Вы об этом узнали? Случалось ли Вам в течение последней недели не обсуждать что-нибудь ни с кем? Можете ли Вы вспомнить время, когда зацикленности не было в Вашей жизни? Как Вы тогда принимали решения, находили ответы и делали выводы? Что изменилось с тех пор? Есть ли люди, которые не знают о Вашей нынешней проблеме – зацикленности? Если да, то еще один вопрос: как Вам удалось не рассказать им об этом? Чем отличается Ваше общение под влиянием зацикленности от просто общения с друзьями, родственниками, знакомыми? Что Вы тогда делаете по-другому, меняется ли поведение окружающих? Представьте, что у Вас есть волшебная палочка, исполняющая любое желание, и вечером, ложась спать, Вы загадали, чтобы на следующее утро зацикленность Вас оставила. И вот Вы просыпаетесь. Как выглядит Ваша жизнь без зацикленности?
Возможно, ответив себе на эти вопросы, Вы увидите, какие Ваши потребности пытаются обратить на себя внимание с помощью зацикленности.
Если же зацикленность попытается «перехитрить» Вас и будет использовать Ваши попытки самонаблюдения для того, чтобы напасть на Вас с новой силой, есть и другой, более радикальный, способ уменьшить ее могущество. Вот такое упражнение. В течение недели три раза в день (утром, днем и вечером) подходить к малознакомым или вовсе незнакомым людям (соседям по дому, прохожим на улице, людям в транспорте и пр.) и начинать «циклиться». Подробно обсуждать с ними то, что в данный момент крутится у Вас в голове. Если люди будут убегать от Вас, проявите настойчивость, продержитесь хотя бы три минуты в каждом «сеансе» зацикливания. В выполнении этого непростого задания Вам могут прийти на помощь чувство юмора и самоирония – самые страшные враги зацикленности.
Желаю успехов,
Люси Микаэлян
.