Так как же «научиться любить себя»? С чего начать?
Я читаю Psychologies буквально от корки до корки. В одном из номеров для меня была особенно важна тема «Научиться любить себя», однако, к сожалению, я так и не нашла ни совета, ни ответа. То, что у меня низкая самооценка, что я подпадаю под все описания, приведенные в статьях разными авторами, мне ясно было всегда, но хотелось узнать, чем это объясняется: нелюбовью со стороны родителей, или страхами, или чем-то еще. Но ни один автор так и не предложил какого-либо способа научиться себя любить и уважать – все советы сводятся к призыву «научись себя любить». Но как? С чего начать? В одной статье оптимистически говорится о том, что, если мы недополучили любви в детстве, это не значит, что мы не способны любить сами, и тут же, словно в опровержение, в статье об отношениях в паре, где один из партнеров не обладает любовью к себе, я читаю, что никогда тот, кто не любит себя, не сможет построить нормальные отношения.
Неужели единственный выход – это идти к психотерапевту? Могу ли я сама что-то сделать для себя, чтобы полюбить себя? Есть ли практические советы для людей с таким диагнозом?

Ответ эксперта
Действительно, выражение «полюбить себя» от многократного употребления превращается в штамп, в пустую оболочку с невнятным содержанием. Если бы мы беседовали очно, я спросила бы у Вас, Светлана: «Что именно для Вас означает полюбить себя, чему конкретно Вы хотели бы научиться?». Я могу рассказать, как это понимаю я, и, возможно, что-то из моего опыта окажется полезным и для Вас.
В чем может проявиться любовь ко мне другого человека? Наверное, в заботе, внимании к моим потребностям. И еще в желании сделать для меня что-нибудь приятное. У любящего человека зрение сфокусировано на моих достоинствах, сильных сторонах. А к моим недостаткам он относится терпимо. Человек, который меня любит, искренне порадуется моим успехам и посочувствует неудачам. Он верит в меня, надеется, что у меня получится достичь своих целей, поддерживает и вдохновляет меня. В отношении ко мне у любящего человека нет раздражения и злости, а есть терпение и доброта. Таков мой «список», а как выглядит Ваш?
Если теперь заменить в нем «он» на «я», то получится рассказ о любви к себе самой. Хотя, конечно, одной «подстановки» недостаточно. Дело в том, что любящий человек заботится, делает приятное, обращает внимание на позитивные качества и так далее потому, что любовь уже присутствует в его сердце, и именно любовь побуждает его к этому. Чувства влияют на поступки – это, наверное, не требует доказательств. Но существует и менее очевидная связь в обратном направлении. Наши действия могут существенно влиять на наше состояние, восприятие себя, других людей и ситуаций. На этом основано немало психотерапевтических техник. Впрочем, люди знают о существовании обратной связи и без психологов. Одна девушка, с которой мы работали, рассказывала, что регулярно, стоя перед зеркалом, она улыбается сама себе. Сначала механическая, ее улыбка постепенно становится более искренней, и настроение улучшается. Есть ли в Вашей жизни подобные примеры?
Итак, если вести себя таким образом, будто мы испытываем желаемое чувство (состояние), то наши чувства «подтягиваются» за нашими действиями. Забота о себе (как важный шаг к тому, чтобы полюбить себя) может выражаться в том, чтобы со вниманием отнестись к своему душевному состоянию, попытаться понять его причины, захотеть измениться. В том, что Вы читаете наш журнал «буквально от корки до корки» и обращаетесь с письмом на сайт, я вижу проявление подобной заботы. Так что, как мне кажется, есть вещи, которые Вы можете сделать (и уже делаете) для себя самостоятельно.
С другой стороны, умение любить себя мы приобретаем в течение всей жизни, начиная с раннего детства, в отношениях с другими, а не наедине с собой. И тут очень важно качество этих отношений, важно, чтобы они воспринимались как доверительные и безопасные. Так бывает, когда партнер по отношениям – это человек, который заведомо на нашей стороне, он заинтересован в нашем успехе, и наши потребности находятся в центре его внимания. В течение жизни в этой роли могут оказываться разные люди. Родители, учителя, друзья или психолог.
Всего доброго,
Люси Микаэлян.