Моя дочь не хочет ни с кем здороваться…
Моя девятилетняя дочь не хочет ни с кем здороваться, совсем ни с кем, даже с самыми близкими людьми, в том числе и со мной. На привестствие других она отворачивается и ничего не говорит. Я спрашивала, почему она не здоровается, пыталась объяснить, что это невежливо, но она не воспринимает то, что я ей говорю.

Ответ эксперта
Если эмоциональное состояние Вашей дочки и ее поведение в остальном не изменились, полагаю, что причин для беспокойства нет. Я была знакома с одним семилетним мальчиком, родители которого жаловались на его странное поведение, внешне противоположное тому, что делает Ваш ребенок. Этот мальчик, напротив, здоровался с незнакомыми ему людьми на улице и смотрел им в глаза. Родители чувствовали неловкость перед окружающими, были в растерянности. Их ребенок нарушал существующие социальные нормы (в больших городах с незнакомыми людьми не принято здороваться), но при этом не делал ничего дурного, скорее наоборот, проявлял вежливость, которой его учили взрослые. Как потом выяснилось, мальчик чувствовал себя исследователем, который изучает мир социальных отношений, и его в первую очередь интересовала реакция людей, с которыми он здоровался. Кто-то отводил взгляд, кто-то улыбался, некоторые взрослые были смущены, другие немного напуганы, а один дяденька, который, по-видимому, лучше помнил, как сам был ребенком, состроил в ответ жуткую рожу (что вызвало глубокое уважение у автора «эксперимента»).
Дети младшего школьного возраста нередко интересуются тем, как соотносятся их личные потребности с правилами поведения, которые существуют в обществе. Почему мне надо здороваться, говорить спасибо/пожалуйста, поднимать руку на уроке и пр.? Усвоение и принятие этих и многих других «внешних» норм происходит в процессе социализации, требует усилий и времени. Протестные реакции, которые, похоже, демонстрирует Ваша дочка, когда отказывается здороваться с Вами и другими близкими людьми, это, возможно, такой же «социальный эксперимент», временный и допустимый способ на пути к взрослению.
Вполне вероятно, что к тому моменту, как Вы прочитаете мой ответ, проблема с «нездорованием» уже разрешится. Если же это поведение сохранится и будет по-прежнему Вас беспокоить, можно обратиться к детскому психологу. Существуют эффективные и нравящиеся детям методы игровой терапии, которые помогут Вашей девочке решить те задачи, которые ставит перед ней ее развитие.
Всего доброго,
Люси Микаэлян.