Меня очень беспокоят мои зависимости, никотиновая и пищевая…
Я сильная, целеустремленная, самокритичная, физически выносливая, регулярно занимаюсь фитнесом. Но... при этом курю по 3 сигареты в день, иногда полпачки. Меня это пугает. Много раз пыталась от этого избавиться, призывала себя рассуждать логически, напоминала о вреде – не помогает. Такая же ситуация с употреблением пищи: постоянный повышенный аппетит, иногда есть не хочется, но все равно ем, например на ночь. Я расцениваю эти зависимости как следствие повышенного чувства тревоги, от которого я не могу избавиться. Не хотелось бы прибегать к помощи кодировки. Возможно ли что-то сделать собственными усилиями?

Ответ эксперта
Возможно, Елена, через курение и еду заявляет о себе другая сторона Вашего «я», к которой не подходит описание «сильная, целеустремленная, самокритичная». В каждом взрослом человеке живет «внутренний ребенок», который просит, чтобы о нем позаботились, побаловали его, пожалели. Впрочем, он умеет не только капризничать, когда ему уделяют недостаточно внимания, – радость, игра, юмор, творческая искра тоже рождаются в детской части нашего «я». Потом они могут «обрабатываться» при помощи более взрослых «инструментов»: целеполагания, воли – и воплощаются в дружбе, любовном союзе, в работе, хобби и пр. Так что «внутренний ребенок» – полезный персонаж, и важно, чтобы он хорошо ладил с «внутренним взрослым».
Для того, чтобы помочь Вам понять, как живется Вашему «внутреннему ребенку», я сочинила для Вас несколько вопросов. Есть ли в Вашей жизни отношения, в которых Вы получаете заботу от близкого Вам человека? Можете ли Вы позволить себе быть иногда слабой и не осуждать себя за это? Есть ли у Вас время лично для себя, когда Вы занимаетесь чем-то просто приятным, не связанным с достижением конкретного результата или успеха? В каких ситуациях Вы курите и едите больше, чем хотелось бы? Какие чувства Вы испытываете в ситуациях, предшествующих неумеренной еде и курению? Что именно пугает Вас в том, что Вы курите? Если прислушаться к «голосу» тревоги, следствием которой Вы считаете зависимость от пищи и сигарет, что можно узнать о ее влиянии на Вашу жизнь? Есть ли что-то (или кто-то), от чего (кого) Вы зависите и считаете это для себя приемлемым? Мои вопросы направлены на то, чтобы помочь Вам распознать, какая психологическая потребность ищет удовлетворения, когда Вы едите, не испытывая перед приемом пищи чувства голода, и/или курите. И тогда можно будет подумать, как удовлетворить эту потребность более конструктивными способами, чем курение и лишнее питание.
Желаю удачи,
Люси Микаэлян.