Мой муж испытывает сильное чувство вины за то, что у его ребенка от первого брака нет полноценной семьи…
У моего мужа от первого брака есть пятилетний ребенок. Они постоянно проводят время вместе, но несмотря на это муж испытывает сильное чувство вины за то, что у ребенка нет полноценной семьи, однако понимает при этом, что семья, которая была прежде – семья, в которой мама и папа не лучшим образом сочетаются друг с другом, – тоже не лучшая среда для роста и воспитания малыша. Как я могу помочь мужу справиться с его страхами и волнениями?

Ответ эксперта
Если муж справится со страхами и волнениями, о которых Вы пишете, Анастасия, как тогда изменится ваша семейная жизнь? А как Вы узнаете о том, что он испытывает чувство вины? Как происходит его общение с ребенком: один на один или в нем участвуют бывшая жена, другие родственники? Есть ли у Вас возможность и желание встречаться с ребенком вместе с мужем? Так было с самого начала (муж проводит с ребенком много времени и тем не менее испытывает чувство вины) или это началось в какой-то определенный момент? А каким он был отцом до того, как женился на Вас? Какие чувства лично у Вас вызывает сложившаяся ситуация? В курсе ли происходящего Ваши родственники, как реагируют они?
Получается, что в ваши супружеские отношения с регулярностью проникает некий «призрак» из прошлого Вашего мужа – я имею в виду упоминаемый Вами образ не сложившейся в предыдущем браке полноценной семьи, порождающий чувство вины перед ребенком. Если бы у нас была возможность беседовать втроем, я задала бы Вам и Вашему мужу эти и другие вопросы, чтобы разобраться, какова роль этого «призрака» в ваших супружеских отношениях и какая задача вашего брака заявляет о себе и ищет разрешения.
Когда я говорю о задаче брака, я имею в виду следующее. Судя по Вашему письму, вы женаты недавно и вам как паре (это относится и к другим людям, которые начинают совместную жизнь) предстоит многому научиться. Например, вместе договариваться о правилах, которые будут действовать в вашей семье. И терпимо относиться к тому, что у каждого из супругов может быть такая область жизни, в которой ответственность лежит только на нем. И быть достаточно гибкими, чтобы сочетать умение быть в чем-то по отдельности, а в чем-то и вместе.
Бывают ли в ваших отношениях моменты, свободные от переживаний, о которых Вы пишете? Что Вы могли бы рассказать о том, как при этом чувствует себя Ваш муж, нравится ли Вам такое общение, что вы оба тогда делаете по-другому (в сравнении с ситуациями, когда чувство вины есть)? Если то, что в эти моменты происходит между вами, подходит вам обоим, Вы и муж могли бы объединить свои усилия в том, чтобы вместе продвигаться к таким отношениям, к этому образу предпочитаемого совместного будущего.
Всего Вам доброго.
Люси Микаэлян.