Профессиональное выгорание
Здравствуйте, Наталья!
Я почти 10 лет работаю юристом, из них последние три года - возглавляю отдел, работу свою любила и люблю, но общее ощущение беспросветности нашей правовй системы вгоняет в тоску. в общем, заработала себе настоящее эмоциональное выгорание - от мыслей о работе тошнит физически. Решила уволиться, взять паузу, но ужасает, что даже если я отдохну, воспряну, на новом месте все будет также, выгорю за год до нынешнего состояния - бессилия и болезненности. Что делать? Как бороться с эмоциональным опустошением, которое вызывает работа?

Ответ эксперта
Уважаемая Вера!
Человеку важно заниматься осмысленной деятельностью и чувствовать, что его решения, действия как-то влияют на жизнь, на окружающую действительность. Может быть, делают ее чуть более упорядоченной и совершенной.
Даже если занимаешься своим делом на своем месте со всей ответственностью и порядочностью, безответственная и непорядочная макросистема не может не влиять на ваше самоощущение.
Часто возникает чувство бессилия, невозможности что-то изменить, исправить, на что-то повлиять. Это вгоняет в депрессию.
Совестливому человеку всегда жить сложно и… периодически грустно. А в наши времена – особенно. К тому же вы работаете в той сфере, которая должна, если и не обеспечивать справедливость, то, по крайней мере, строго снабжать правилами, позволяющим минимизировать несправедливость. И именно эта сфера сейчас как будто настроена на свою противоположность.
Так что ваше эмоциональное состояние вполне понятно. Я уверена, что-то похожее чувствуют многие порядочные профессионалы.
Знаете что, почитайте «Дон Кихота»! А еще лучше – сходите в театр Советской Армии на «Человека из Ламанчи» с Зельдиным в главной роли. Есть что-то упоительно-трогательно-вдохновляющее даже в совершенно безнадежной борьбе с ветряными мельницами!
Или просто на бардовский концерт, или на прямой показ из Метрополитен Оперы. Или в театр «Мастерская Фоменко». Там везде будут чудесные человеческие лица - и мир вам покажется менее нелепым и бессмысленным. Потому что вы не одиноки.
И может быть, у вас даже появится второе дыхание.
Можно было бы порекомендовать вам сменить область деятельности на какую-либо, где ваша жизнь будет более частной, а убогость системы менее заметной… Может, и стоит попробовать…
В любом случае помните: каждый честный человек на своем месте бесценен.
Всегда.
И сегодня тоже.
С уважением,
Н.Т.