Как справиться с чувством вины и вернуть доверие родных?
Я всегда была покладистым ребенком, но то и дело случались "сюрпризы", заставляющие встрепенуться всю семью и напоминающие, что я все-таки еще ребенок. Так это и оправдывалось. Родители сердились, но были терпеливыми по отношению ко мне. Меня не наказывали, а учили и наставляли. Каждый проступок тщательно разбирался в спокойной обстановке "семейного круга" в надежде, что я все пойму и осознаю, непременно исправлюсь и ошибки не повторю. Внимательно выслушав нравоучения, я признавала свою неправоту и обещала стараться работать над собой, так что родители считали меня идеальным ребенком, а так называемые "сюрпризы" - временным возрастным явлением. Постепенно подобных конфликтных ситуаций становилось все меньше и меньше, казалось, надежды оправдываются. Мы стали с родными очень близки. Со мной спокойно вели беседу на любые "взрослые" темы, над шутками смеялись, мнение учитывали, рассказывали как прошел дел, делились сокровенным и советовались. Я стала приятным членом компании в кругу близких, мне доверяли, и это для меня было очень важно. Но затем что-то сломалось. Не понимаю каким образом, но с моей стороны так и посыпались неприятности, накаляющие обстановку. Я чувствую, как теряю доверие своих близких. Кажется, я вновь для них безрассудный и безалаберный ребенок. Так тревожно и страшно вновь потерять контакт и уважение, особенно некоторых членов семьи. Что делать? Так не хочется терять наших теплых доверительных отношений...

Ответ эксперта
Мария, здравствуйте!
Вы пишете, что в вашей семье принято прислушиваться друг к другу и не умалчивать важные вещи, принято общаться на равных и советоваться, в таких семьях доверие не пропадает от того, что кто-то ведет себя не совсем обычно или доставляет неприятности, оно есть и вы можете использовать этот ресурс.
Вы говорите, что были для родителей идеальным ребенком, но сейчас для вас время взрослеть и меняться, а не оставаться идеальным ребенком. Взрослея, вы ищете новые пути и устанавливаете новые правила, ищете настоящую себя, это всегда сопряжено с тем, что что-то старое вы отвергаете, идете на риск, пробуете новое. И, конечно же, сначала это оборачивается какими-то неприятностями. Так происходит всегда, когда вы начинаете делать что-то новое, это нормально. Родителями же это воспринимается, как ваш возврат к неразумности, ведь вы перестаете вести себя так, как они ожидают, вы будете себя вести.
Ни один юноша и ни одна девушка в мире еще не стали взрослее, не отделились от родителей, не обрели самостоятельности так, чтобы их родителей это полностью устраивало. Какие-то трения и накал обстановки в это время совершенно нормальны.
Ваша семья все же принимающая и в ней царит доверительная атмосфера. Почему бы вам не поговорить с родителями о том, что с вами происходит? Вы можете сказать им, что вы меняетесь и вы на пороге взрослой жизни, вам нужно пространство для того, чтобы совершать свои собственные ошибки. Попросите их предоставить вам чуть большее личного пространства. Скажите, как вам не хочется потерять их доверие и как вы хотите сохранить контакт с ними при этом. Доверяйте своей семье и тем отношениям, которые между вами уже сложились