Я часто представляю, как калечатся люди или что может со мной сделать человек, идущий сзади…
Ежедневно в маршрутках по пути на работу и обратно мне представляется, что автобус переворачивается, и я вижу во всех красках, как калечатся люди и я. Причем я совершенно спокойно отношусь к поездкам на транспорте, мне даже нравится быстрая езда. Но мои фантазии не ограничиваются транспортом: если я иду по улице и слышу сзади шаги, то начинаю думать, что этот человек может мне сделать. Я всегда боюсь, что меня ударят или пырнут ножом, причем боюсь даже очень близких мне людей, хотя оснований для этого нет. Мои мысли меня пугают, может, я схожу с ума или давно уже сошла – и опасна для общества?
Наверное, для решения этой проблемы нужно найти причину – я думаю, что это попытка изнасилования в 11 лет. Для меня это было сильное потрясение, и случившееся полностью поменяло мою личность. Дело в том, что я знала этого человека и совершенно не ожидала, что он, угрожая ножом, потащит меня на чердак. Как мне избавиться от этих ужасных мыслей, они мешают мне жить…

Ответ эксперта
С ужасными фантазиями, о которых Вы пишете, нередко знакомы люди, обладающие живым воображением. Под влиянием страха оно выходит из-под контроля и в деталях рисует катастрофы, насилие, увечья. Бывает, что страх связан с реальным событием. Даже если опасная ситуация позади, воображение способно возвращать человека в его небезопасное прошлое. Это происходит в такие моменты, которые чем-то похожи (по «мнению» воображения) на ту опасную ситуацию. Примерно так прошлое проникает в настоящее. У воображения «благие намерения»: предостеречь своего хозяина, любой ценой предотвратить повторение травмирующего события. Проблема заключается в том, что воображение «не знает», что ситуация изменилась, «не понимает», что прошло уже много времени с того страшного случая, и снова и снова пытается «помочь» человеку старыми методами, ненужными и неполезными для этого человека в его настоящем.
Многих людей неконтролируемые фантазии пугают. Они начинают подозревать, что сошли с ума. Но ведь сумасшедшим принято считать человека, который не распознает, где его мысли, а где реальность, и поэтому не понимает, что делает. Согласитесь, это отличается от того, что происходит с Вами. Психологи, работающие с людьми, пережившими угрозу насилия или само насилие, владеют разнообразными методиками, которые помогают человеку вернуть контроль над собственным воображением, избавиться от навязчивых мыслей, связанных со страшным происшествием.
Есть упражнение, которое Вы можете выполнить в маршрутке или на улице, когда воображение опять начнет выходить из-под контроля. Быстро двигайте глазами слева направо и обратно. Эта техника основана на ряде нейропсихологических исследований, показавших, что в моменты страха активность левого полушария головного мозга (с ним связывают способности к логическому и целенаправленному мышлению) значительно снижена по сравнению с активностью «образного» правого полушария, чем и объясняются сила и неконтролируемый характер фантазий. Быстрое движение глаз восстанавливает баланс и позволяет человеку стать настоящим хозяином своего воображения.
Всего наилучшего,
Люси Микаэлян
.