Как снять напряженность в отношениях с бывшим мужем?
Добрый день.
В 2009 году я развелась. После брака остался ребенок. В 2012- попыталась восстановить с бывшим мужем отношения. Но снова ушла, причем резко и некрасиво. Его любовь меня душила. Это была какая-то патологическая ревность и желание оградить меня от всего окружающего, кроме него. Все потому, что у него в жизни не было ничего доброго, кроме меня и ребенка.
Бывший муж обиделся на меня и начал пакостить: писать гадости мне, моим родителям и друзьям, выкладывать фото эротического содержания со мной. И продолжает это делать и сейчас. И с такой параноидальной настойчивостью, что у меня голова кругом идет.
Мне пришлось уволиться с работы, удалиться из всех социальных сетей. За полгода я прошла ряд этапов от злости до жалости к нему.
В одном из журналов "Psychologies" я прочитала о подобном случае. Когда человеку нужен враг для дальнейшего существования. Совет был - игнорировать. Пока я его игнорировала, он отрывался на моих родителях и друзьях. И мне стало совершенно ясно, что это тупиковый путь: он не решает проблему.
Заявления в милицию не помогают. С ребенком видеться я ему не даю, потому что у дочери сразу появляется куча немотивированных страхов.
Я не знаю, что делать и как себя вести. Мне совершенно ясно, что мой бывший муж болен, как минимум, параноидным психозом. Помогите, пожалуйста.

Ответ эксперта
Олеся, здравствуйте!
Действительно, такое преследование - тяжелый жизненный вызов для вас. Вам важно окончательно решить для себя, что эти отношения для вас закончены и нет никакой возможности для вас в них вернуться. Так ли это для вас? Достаточно ли сильно ваше решение? Преследователя всегда подхлестывают знаки внимания жертвы. Вы однажды уже вернулись к нему, для вашего бывшего мужа это знак того, что вы, может быть, вернетесь еще раз, если давить на вас сильнее. Через этот канал (через фотографии, ваших друзей и знакомых), он поддерживает связь с вами. Если вы обращаете на это внимание, как либо реагируете (уходите с работы, удаляетесь из социальных сетей и т.д.), то вы так же поддерживаете эту связь. Он действует – вы отвечаете, для человека, который хочет любой ценой поддерживать с вами связь, этот вид связи не хуже любого другого. Ответив ему, назначив встречу, передав послание через кого-то и т.д., вы просто включитесь в эту игру, подтвердите, что его план работает и действительно удерживает вас «на привязи». Такой человек всегда питается вашим вниманием, чем больше внимания, тем больше он будет включен в это взаимодействие.
Вы попали в трудную ситуацию, которая требует от вас стойкости и твердости, но вы не обязаны справляться с ней в одиночку. Заручитесь поддержкой ваших друзей и родственников, людей, которым вы доверяете, расскажите им, что происходит в вашей жизни, заручитесь обещаниями реальной помощи (например, выслушать вас в любое время дня и ночи, если вам необходима помощь и внимательный собеседник, или пригласить к себе в гости, если нужна смена обстановки). Соберите свою команду поддержки, вы не обязаны справляться с этим в одиночку. Если вы ощутите, что этого недостаточно для вас, или почувствуете действительную угрозу вашему благополучию, вы можете обратиться в кризисный центр для женщин.
Олеся, я желаю вам стойкости и поддержки близких в этой непростой ситуации.