Я совершенно не умею слушать людей…
В разговоре, начав какую-нибудь тему и полностью высказавшись, я отключаюсь после нескольких слов собеседника (собеседницы) или, услышав что-то интересное, начинаю думать о себе, часто с негативным оттенком. Например, если кто-то говорит о только что вышедшем альбоме музыкальной группы, в голове возникает: «Интересно, а я бы смог такое сочинить?», – и это размышление заканчивается примерно так: «Я не музыкант, этим надо было заниматься с детства». Дальше развивается мысль о неправильно прожитом детстве, не том воспитании и т.д. В результате, вспомнив о собеседнике, которого я вроде бы слушаю, и видя, что он закончил свою мысль и ждет от меня ответа, я вынужден мямлить что-то невнятное или (что еще хуже и это я больше всего ненавижу) промычать с идиотским видом полного безразличия: «Ммм». А когда я задумываюсь и ухожу в себя, на лице как будто написано: «Не трогайте меня никто! Отвалите!» Хорошо, если тему кто-нибудь подхватит и продолжит разговор, но бывает очень неуютно, когда обсуждение в самый разгар обрывается на мне. Я стал замечать, что такие мысли все чаще всплывают, даже если я просто думаю. И недавно пришлось избежать знакомства с человеком из-за страха задуматься вовремя его речи, а это уже последствие негативных мыслей. Очень пугает, что скоро я буду думать только плохо и только о себе, не замечая окружающий мир вовсе. Ведь к этому все и идет.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Александр! Я знаю много хороших девушек и юношей из благополучных семей, которые тоже знакомы с проблемой, о которой Вы пишете. Обычно они не единственные дети в семье (есть еще брат или сестра), они были в числе лучших учеников особенной школы, с углубленным изучением каких-нибудь предметов, успевали заниматься дополнительно (спортом, иностранными языками, музыкой). И как будто уверились в том, что представляют ценность для окружающих (и для самих себя) только при условии, что они в первых рядах по своим умениям и способностям. А если вдруг они в чем-то не попадают в верхние пять процентов, то недостойны внимания других людей. Сосредоточенность на плохих мыслях о себе, таким образом, оказывается обратной стороной беспокойства по поводу того, что подумают (и как оценят) другие.
Жить с этим чем дальше, тем труднее. По мере того как человек взрослеет, мир вокруг него становится менее герметичным: появляется больше знакомых, больше тем и интересов. Соревноваться со всеми и пытаться выиграть у всех (или хотя бы не проиграть) – тяжкое и неблагодарное дело. Кстати, даже если абсолютная компетентность была бы достижимой, вряд ли она превратила бы Вас в интересного партнера по общению.
Знаете, почему у человека два уха и только один рот? Встречались ли Вам люди, которые больше похожи на улавливающую внешние сигналы антенну, и в меньшей степени – на передатчик собственных знаний в эфир? Обычно хороший собеседник – это человек, который больше слушает, пытаясь понять другого, следит и за цепочкой рассуждений, и за чувством, с которым говорятся слова. Он может позволить себе роскошь не знать чего-то и поинтересоваться мнением приятеля. Что ни в коей мере не означает, что у внимательного слушателя нет собственной точки зрения, что он подстраивается под окружение. Скорее наоборот, индивидуальность такого человека не ставится им самим под сомнение, поэтому и нет необходимости постоянно утверждать свои позиции в разговоре. Кроме того, гармоничный внутренний мир – это живая и, следовательно, изменчивая система, развивающаяся в точках несостыковок, сомнений и не-знания. Роль заинтересованного слушателя может превратить общение из нескольких параллельных монологов во вдохновляющий диалог. Тогда и Вам будет польза (может, узнаете что-то новое), и друзья воодушевятся благодаря Вашему искреннему вниманию к их словам. Так увлекательнее для всех.
Можно поразмышлять на тему сравнений, конкуренции и достижений глобально. Мне кажется, что, будь у Вас сейчас выбор, как жить – соревноваться ли с окружающими или (в соответствии с собственными целями) расти относительно себя самого – Вы предпочли бы второй вариант. Но такое отношение к жизни не появляется вдруг, оно не «проект» одного дня или одного письма.
Видимо, плохие мысли о себе досаждают Вам немалое время. Мне кажется, им пора уйти на каникулы. Если Вам нравится такой план, то позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы плохим мыслям хорошо «отдыхалось» за границей Вашей жизни (для начала в течение недели). А Вы, пока проблема на каникулах, прислушайтесь к словам и переживаниям друзей и понаблюдайте, что изменится в вашем общении.
Желаю Вам удачного эксперимента.
Буду рада узнать, что у Вас получилось.
Люси Микаэлян.