Помогите научиться вновь позитивно воспринимать жизнь!
Начну с того, что у меня нет какой-то одной проблемы, в решении которой мне нужна помощь. Их целый комок… А итог – я постепенно разочаровываюсь в жизни и в себе, в первую очередь…. Со стороны все выглядит примерно так…. Я еще достаточно молодая и в меру успешная женщина. Что касается внешности – в 30 мне давали 22, в 35 – не больше 30, а сейчас на пороге 40-летия (оно наступит через месяц) никто не дает больше 32-33 …. Частично это генетика, частично – здоровый образ жизни и активная жизненная позиция, и совершенно минимальные услуги косметологов. Кроме чисто внешнего восприятия большинство знающих меня людей воспринимают меня как умную, образованную, самостоятельную «до мозга костей» девушку. У меня есть некоторые из непременных атрибутов нашего материального мира – машина, недвижимость, зарплата на уровне чуть выше среднего, небольшой собственный бизнес…. А кроме того, те, кто более подробно знают мою личную жизнь, говорят, что того, что выпало на мою долю с лихвой бы хватило на несколько судеб. А теперь мое внутренне восприятие себя (на данном жизненном этапе). Примерно до 36 лет жизнь шла по нарастающей, била ключем…. Было много сложностей, но при этом было постоянное движение вверх – и в рабочих вопросах, и в налаживании семейных вопросов, и в создании материальных благ. и т.д. Я всегда была по жизни оптимистом. Но, в определенный момент накопилась такая критическая масса проблем, да и возраст трудный с психологической точки зрения, что жизнь стала восприниматься мной часто со слезами, часто с болью разочарования. До недавнего времени, я не знала, что такое депрессия и как люди могут в нее впадать…. А пару месяцев назад я сама провела в этом ужасном состоянии, правда, благодаря определенному жизненному опыту смогла из него выйти. Однако кратковременные срывы, моменты разочарования в жизни продолжаются. Я родом из интеллигентной семьи. Оба моих родителя окончили Новосибирский университет, поженились, в 1969 г. родилась моя старшая сестра, в 1973 – я. А в 1975 папе предложили должность декана в открывавшемся тогда Кемеровском госуниверситете, к должности прилагалась квартира. И, естественно, наша семья перебралась из 1-комнатной квартиры на 3 семьи от всех родственников из Новосибирска в Кемерово. Несмотря на недалекое расстояние, отношения с родней хорошие, но не плотные, в чем я чувствую определенную ущербность. До начала 90-х годов жили мы практически бедно, в отпуска не ездили, жили очень скромно. В середине 90-х мои родители смогли на волне зарождения бизнеса в нашей стране создать со своими товарищами две компании с абсолютно легальным видом деятельности (страхование и лизинг), с которых и началось материальное благополучие нашей семьи. Мы с сестрой росли умницами-отличницами, не требовали от родителей особых вложений в наше воспитание и образование. Несмотря на это, сестра в 19 лет вышла замуж, родила ребенка, но брак продлился совсем недолго и ребенка ей помогали воспитывать я и мама. А потом и я сама вследствие безумной школьной любви получала аттестат о среднем образовании будучи беременной. Мой первый брак продлился тоже около года. Ребенок был желанный, сразу после окончания школы родители сняли мне и мужу квартиру, чтобы мы могли строить семью самостоятельно. Но благодаря юношескому максимализму обоих брак распался быстро. Я осталась одна с почти годовалым ребенком - дочерью. Университет бросила на 1 курсе, так как поступала на математический факультет с мечтой быть программистом, потом из-за беременности перевелась на заочное, и узнала, что смогу быть только преподавателем, а это было не мое. Просидев в декрете полтора года я поступила учиться на профессию портной. К окончанию училища я снова вышла замуж, получила диплом с отличием и ушла во второй декрет. В 21 год я родила уже второго ребенка - сына. Через 1 год и 9 месяцев я отдала сына в садик. Только к этому моменту я определилась, кем хочу быть по профессии и поступила на юридический факультет университета на заочное отделение. Одновременно вышла на работу в суд. Мой второй муж удочерил мою дочь. С ним мы прожили около 7 лет. Брак тоже распался, анализ причин – очень сложное дело, но, конечно, виноваты были оба. После развода муж очень быстро перестал общаться с детьми, появлялся раз в год с новогодними подарками, полученными на работе. Этим все ограничивалось. Я, как думаю уже сейчас, зря в то время не настояла на его участии в решении проблем и вопросов детей. Позволила ему просто удалиться в собственную жизнь, но так, как мне кажется, поступают очень многие мужчины, а, насильно, как говорится, мил не будешь…. С 2000 года я стала жить одна, и, как мне кажется, именно с этого момента началось мое движение вверх, с меня как-будто сняли оковы. В общем, этот развод был толчком к позитивному в моей жизни. Именно после него и развилась моя самостоятельность, уверенность в себе и желание двигаться вперед и вверх. Как женщина я всегда вызывала живой интерес у мужчин, было немало попыток построить отношения, но через месяц-два-три я в большинстве случаев сама все рушала, понимая, что это не мое. При этом я никогда не ходила по барам и дискотекам, жила по принципу «работа-дом». Одна моя знакомая до сих пор поражается где я могла находить себе столько поклонников. Я и сама не знаю…. При этом ко мне всегда притягивало достаточно слабых мужчин, которые сначала гордились тем, какая у них женщина, а потом их это начинало тяготить. У меня просто в какой-то мере мужской, волевой характер и жизненная закалка не позволяла расслабиться……В общем, не будучи «гулящей» я умудрялась и работать, и воспитывать детей и в какой-то период своей жизни достаточно часто менять мужчин…. Так я прожила одна до 2008 г. (8 лет). Потом мне жутко захотелось именно «замуж», познакомилась в интернету с мужчиной, через пол года поженились, а через 1,5 – развелись… с 2010 г. я опять живу одна. Но здесь были две причины, которые никак не уживаются с моим мировоззрением – ПИВО в неограниченных количествах и конфликты с моим сыном. Но с этим мужем (с единственным из всех) мы до сих пор иногда общаемся, он пытается раз месяц звать меня куда-нибудь, я отказываюсь и т.п. После этого брака я совершенно потеряла надежду на «счастье в личной жизни». Даже ездила летом 2012 года к одной бабушке в деревню, и она сказала, что на мне обет безбрачия, и вроде даже сняла его. Не знаю, верить или нет, но практически сразу после этого в моей жизни появился человек, с которым мы общаемся уже 8 месяцев, оба хотим быть вместе, но мешает его проживание в соседнем городе. Он проводит у меня все выходные, а потом уезжает работать в свой город и жить там с мамой. А смена города для мужчины в 44 года достаточно нелегкое решение. Но самое главное. Что я начала верить в возможность продолжительных счастливых отношений (конечно, может быть это как раз и происходит из-за режима встреч 2х5). Вот так не очень коротко про личную жизнь. Но самая сложная часть моей жизни – это дети. Как говорит одна моя одноклассница: «Санта-Барбара отдыхает!». А теперь серьезно. Как я уже писала, в 1990г. родилась моя первая дочь. Она была одновременно эмоциональным и замкнутым ребенком. Очень ревниво восприняла рождение в 1994 г. брата. Серьезные проблемы начались с первого класса, когда она стала воровать деньги по карманам в гардеробе. Я водила ее к психологам, читала статьи про клептоманию, но особо ничего не помогало. Потом с 11 лет она начала дружить с детьми из общежития (а там во многом своеобразный контингент), начались пропажи вещей из нашего дома, курение и т.п. Она, будучи по сравнению со своими друзьями достаточно обеспеченной завоевывала у них дешевый авторитет прикармливая их, вынося из дома видеомагнитофон, кассеты, мои сережки и т.п. В 13 лет она первый раз не ночевала дома, в 15 мы сделали первый аборт. В 1 она ушла жить со своим парнем к моей маме, потому что у нас с ней отношения зашли в совершенный тупик… После 9-го класса она наотрез отказалась учиться в школе, хотя всегда была умной девочкой. Мы с мамой согласились на ее выбор платного техникума с обучением на бухгалтера. Весь первый год обучения меня вызывала то инспектор за драки, то куратор за прогулы, и т.п. К слову сказать, до того я уже была знакома из-за дочери и со школьным инспектором по делам несовершеннолетних и с участковым….В общем, со второго курса ее отчислили. Поскольку, несмотря на всю порядочность нашей семьи (это действительно так) Аня вела непотребный образ жизни, мои родители купили ей гостинку и отселили ее в 17 лет. При этом ей постоянно покупали продукты, платили квартплату. Огромными трудами удалось уговорить ее отучиться в училище 1 год, чтобы получить хоть какое-то образование. Она его, конечно, закончила, но тоже практически не посещала, я общалась с мастером, ее там продержали только из-за недоборов и плохой статистики по выпускникам. В общем, она получила корочки штукатура-маляра. Не работала, конечно, ни одного дня. И вот на пороге ее 18-летия все начало налаживаться, мы в первый раз в жизни стали с дочерью друзьями, решали вместе все вопросы, ездили по магазинам и т.п…А летом 2009 она сообщила, что беременна. Она жила в то время с парнем из семьи алкоголиков, имеющим брата наркомана, но сам этот парень казался более порядочным, чем его семья. Известие об Аниной беременности было воспринято мною, как это ни странно, с огромной радостью и даже с облегчением. Казалось, что начинается иная жизнь после примерно 10 лет мучений. Естественно устроили свадьбу, но брак этот просуществовал совсем недолго. Всю беременность я возила Аню по врачам, покупала ей все необходимое и даже больше, ходила с ней на УЗИ и т.д. 21.11.2009 г.. когда мне было всего 3 лет на свет появилась моя внучка – Аленушка. Практически сразу мы с дочерью решили, что крестной буду только я и никто иной. Я проконсультировалась с батюшкой по поводу того, может ли быть родная бабушка крестной, на что он ответил, что если не старенькая, то может. Ане моя мама предоставила, узнав о ее беременности, уже не общежитие, а двухкомнатную квартиру. Когда Аленушке было 3-4 месяца Аня окончательно рассталась со своим мужем. И тут стала возвращаться прежняя жизнь. Постепенно Аня начала опять курить, устраивать «вечеринки», потом забросила институт, где училась уже на втором курсе на платном отделении. Потом выяснилось, что она присвоила себе деньги, которые ей давали для оплаты образования, начала сдавать в ломбард вещи, подаренные на свадьбу, взяла два кредита, по которым не рассчитывалась…. Начались жалобы от соседей на пьянки и драки, вызовы участковых, все это касалось моей мамы, так как она долго прожила в этой квартире и подъезде все знали ее как очень порядочного человека. Я неоднократно вела с Аней разговоры, получая в ответ хамство и маты, неоднократно выгоняла из квартиры пьяный сброд, но ничего не помогало. А в один ужасный день – 28 октября 2010 г., который я запомню навечно, поступил звонок от соседей, что в квартире уже сутки плачет ребенок, никто не открывает, сейчас будут вскрывать дверь. Я в полубессознательном состоянии примчалась на эту квартиру, а у меня были ключи. Ожидая увидеть самое страшное мы с милицией вошли в квартиру. На полу лежала Аленушка вся запутанная в проводе от телефона, но не поврежденная, в квартире следу жуткой пьянки, бутылки…..и ни души….. Аня на телефон не отвечала. Благодаря замечательным девочкам-инспекторам, вникнувшим в ситуацию, ребенка не забрали в детдом, а сразу передали мне. Я даже не представляла себе иного решения. Я собрала вещи, которые были в более-менее санитарном состоянии, в тот же день купила кроватку и иные необходимые вещи и забрала ребенка себе. Мне очень помогал мой сын. Аня появилась лишь к вечеру, но дело о лишении родительских прав уже было возбуждено, а я и представить не могла, что смогу вернуть ребенка в такие жуткие условия. Аня шантажировала меня определенным моим имуществом, которое было оформлено на ней. Но шантажем она хотела добиться не возврата ребенка, а получения с меня денег. Конец 2010 г и весь 2011 прошел в процессе лишения ее и Сережи родительских прав, оформления мною опеки, а потом и удочерения Аленушки. В итоге, моя родная внучка стала мне родной дочкой. Что мне пришлось перенести за этот год-полтора представить трудно…. Это и стрессы, и решение кучи судебных и бюрократических вопросов, и спасание имущества от бывшей родной дочери, и опасения заходить в собственный подъезд и встретить там наркоманов….. Потом ко мне начали приходить сотрудники банков и разыскивать Аню как должницу, потом какие-то обманутые ей люди, потом милиция (она была прописана в моей квартире) всего и не перечислишь. В моей жизни уже достаточно взрослого человека в один день появился 11-месячный ребенок, мой родной и чудесный человечек, которого я должна была спасти. Но это далось очень нелегко, поменялся резко весь уклад жизни, пришлось срочно искать няню пока не подошла очередь в садик, какое-то время приходилось откладывать работу, в общем….нелегко…… Сын сразу же поддержал меня и достаточно сильно помогал мне в первый год. Потом жизнь уже стала входить в колею… Аню выселили из квартиры и вернули ее жить в общежитие. Обеспечивать ее я перестала, но мои родители за моей спиной делали это, хотя и не так как раньше. Мама считает, что какая ни есть, но родная и бросать ее нельзя. А я считаю, что она уже достаточно взрослая, чтобы получив от нашей семьи жилье, избавившись таким жутким образом от ребенка, хотя бы кормить себя сама. Может быть, хотя бы отсутствие возможности продолжать вести паразитический образ жизни простимулировало бы ее к чему-нибудь… Но уговорить своих родителей придерживаться общей линии поведения мне не удалось. Примерно год Аня еще иногда выходила со мной на связь, но ни слова о ребенке, то просила помочь ей восстановить документы, то купить джинсы и т.п. Я все это пресекала. Но самое жуткое развитие событий в ее жизни началось дальше. Когда происходили все эти события она стала гулять по ночам, оставляя ребенка одного и завязала отношения с наркоманом. До сих пор она живет с ним, и мне доподлинно неизвестно, не колется ли она сама… Но осенью 2012 г я узнаю от своей мамы жуткую информацию, что Аня родила еще одну девочку, и что Аня больна ВИЧ. А болен ли ребенок неизвестно до сих пор. И, хотя, она уже умерла в моей душе 28 октября 2010 г., в тот день (когда я забрала Аленушку) известие было жутким…. Только сейчас я уже начала привыкать к этой мысли и примиряться с ней. Но больше всего меня поразила та безответственность, с которой, живя с наркоманом, болея ВИЧ, сотворив такое с Аленушкой, можно было родить на свет еще одно, скорее всего, несчастное 2-килограмовое существо. Еще дай бог, что два больных родителя не заразили ее. Но даже если ребенок здоров, сложно представить его дальнейшую судьбу. Я с Аней так и не общаюсь, а моя мама теперь полностью ее содержит, уже не скрывая этого от меня, хотя и избегая этих тем…. С сыном Мишей тоже были определенные проблемы в позднем переходном возрасте 17-18 лет, но сейчас ему пошел 19-й год. Все вроде налаживается. Существуют нормальные возрастные трудности. Живем мы сейчас втроем – он, я и Аленушка. Дочка (Аленушка – она теперь у меня одна) была для меня желанной, выстраданной, но при этом я ее стараюсь не баловать, а воспитывать достаточно требовательно. Очень надеюсь, что хотя бы третьего ребенка мне удастся вырастить так, чтобы не испытать потом разочарование. И вот после всего этого, когда осенью 2012 г. у меня начались периоды депрессий, в голову приходили мысли о том, что зачем вообще нужны дети, что это непосильная ответственность и огромный риск полного разочарования в жизни. Я абсолютно серьезно жалела о том, что вообще рожала детей, что неправильно строила и проживала всю свою жизнь. Как это не жутко, но эти мысли, пусть уже и не в такой острой форме, присутствуют в моей голове и сейчас. Еще получилось так, что в этот же период – 2009-2010 г. в лизинговой компании моих родителей, где я работала уже 13 лет начались проблемы из-за кризиса, в результате компания была признана банкротом. Я теперь работаю во второй компании родителей и, кроме того, имею с компаньоном небольшой собственный бизнес, но та работа была самой любимой, затягивала с головой, казалось, что она будет очень стабильной. В эти же годы я организовала строительство собственного дома, в котором теперь мы и живем, но столкнулась с очень непорядочными строителями, с которыми сейчас идут споры и возможен судебный процесс. Я разделила свою жизнь на две части – до 2010 г и после него. Сейчас помимо всех описанных выше мыслей, я стала разочаровываться в порядочности людей, при этом продолжаю им доверять, и терплю новые страдания из-за неоправданных надежд. Такое ощущение, что до 2010 г. судьба посылала мне совсем других людей. …Я никогда раньше не воспринимала жизнь в таком противном цвете…. Я вытягиваю себя как могу за волосы из этого болота, но новые ситуации возвращают меня туда вновь и вновь… Вот как я сама анализирую причины. 2010 г. – после надежд на восстановление отношений с бывшей дочерью все рушится, да еще так трагически. 2010 г. – потеря одного из стабильных мест работы, причем занимавшего основную массу времени. 2010 г . –полная смена жизненного уклада из-за скоропостижного появления малышки. 2011 г. - строительство дома, много неженских проблем, которые я сама на себя и взвалила. 2011 г. – оформление ипотеки на 5 лет, которая давит психологически и забирает половину моего дохода, в которую я, опять же, влезла добровольно. 2012 г- страшное известие о дальнейшей судьбе Ани. 2012 г. – завершение строительства, продажа квартиры, переезды и т.п. 2012 г- Аленушка пошла в садик, няня у нас теперь не работает, а я каждые 1,5 – 2 месяца сижу на длительных больничных. КАК ПРИ ВСЕМ ПРИ ЭТОМ МНЕ ВЕРНУТЬСЯ НА ПОЗИТИВНУЮ ВОЛНУ В ЭТОЙ ЖИЗНИ?????????????? Спасибо за то, что хотя бы просто прочитаете все это. Если бы была возможность я бы более подробно пообщалась с Вашими специалистами по поводу каждого эпизода. Я понимаю, что письмо мое написано достаточно сумбурно. Но, вопреки своей привычке, отправляю его не правя и даже не перечитывая, потому что иначе не отправлю вовсе. А я уже около месяца живу с насущной необходимостью вам написать. СПАСИБО за то, что вы есть (я ваш читатель с 2005г.).
================================================

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Я думаю, что Вам совершенно необходимо встретиться с психологом для очной и постоянной работы. Вы описали огромную историю жизни целой семьи, полной событий, в том числе и очень тяжелых.
Вы много всего прожили и пережили, на Вас по-прежнему серьезная ответственность, и Вы не делите ее ни с кем. Вернуть позитивное отношение к жизни можно постепенно, для начала проанализировав, что сегодня Вы делаете такого, что не облегчает, а утяжеляет Вашу жизнь, и постраться прекратить это. Да, вероятно Вы совершали какие-то воспитательные ошибки, просто в силу того, что дети родились, когда Вы были еще очень неопытной. Но важно сейчас не совершать грубых ошибок — Вы об этом и пишете.
Все мы проходим через кризисы, иногда с серьезными потерями. Иногда, когда мы не понимаем, что надо остановиться, нас что-то останавливает снаружи — когда мы думаем, что будем жить вечно, расширяем, расширяем и расширяем свои планы, не особенно занимаясь своей внутренней жизнью. У Вас много причин для депрессивного состояния, что и говорить. Ваша дочь, которая множит и множит «проблемы». Трудно не думать о ее новом ребенке. Но у дочери был выбор, как жить. Она выбрала такую жизнь. Иногда ничего не остается, как принять, что это другой человек, что он именно этот кошмар и выбирает, даже если этот человек — твой ребенок, плоть от плоти.
Сосредоточьтесь на том, на что Вы повлиять можете, у Вас есть много хорошего, на что Вы можете опираться.
Найдите психолога, Вы живете в большом городе и я думаю, что с этим проблем не будет. Обратите внимание на себя, сегодня ваша жизнь требует от вас совсем других инвестиций, в себя. Возможно, Вам даже понадобится помощь и консультация психиатра, если депрессивное состояние тяжелое и Вас посещают опасные для жизни мысли. Не откладывайте личную встречу со специалистом. Общение здесь, на сайте, все же, скорее скорая помощь, а дальше, как правило, требуется ”лечение“. У Вас много достижений, Вы умеете действовать и принимать решения, Вы умеете понимать себя и свои желания. Все должно наладиться. Не медлите обратиться за помощью к специалистам.