Я наблюдаю регрессию дочери – неужели ничего нельзя сделать?
Моей дочери 19 лет, внучке 2 месяца, дочь кормит грудью, при этом пьет пиво, курит. Ее муж этого не видит (или делает вид, что не видит). Дочь уходит гулять с малышкой, идет в компанию девиц, они вместе сидят на веранде в ближайшем садике, пьют пиво, курят, ведут пустые разговоры, выражаются нецензурно. К приходу мужа с работы она возвращается домой. Мы с мужем пробовали говорить сначала с дочерью, потом с зятем. В результате они ушли жить к матери зятя, с нами не общаются. Зять считает, что мы наговариваем, нам не верит, так как сам не видел ее пьющей. (Сам он не пьет и не курит.)
Проблема возникла в прошлом году, когда мы с мужем стали ругать ее за прогулы в институте, за то, что не устраивается на работу. Она ушла из дома к будущему мужу (он старше на 11 лет). Забеременела. Зарегистрировались. Мы думали, это повлияет на нее положительно, но ошиблись. Постепенно возобновились гулянки, хотя она была беременна. Звоню в девять вечера молодым – зять отвечает, что она гуляет. Я пробовала обращаться к психологу, уговорила дочь пойти. Заходили в кабинет по очереди. Психолог посоветовала отпустить дочь на свободу. Она была на свободе до родов. Неужели остается только наблюдать дальнейшую регрессию дочери? Сватья опасается, что если она начнет говорить о проблеме, то и с ней перестанут общаться.

Ответ эксперта
Вы пишете о том, что воспринимаете жизнь дочери как продолжающуюся регрессию и не имеете возможности как-либо это остановить. При таком положении дел, наверное, любой неравнодушный родитель испытал бы сильное беспокойство и состояние, близкое к отчаянию. Вы разговаривали с дочерью о ее поведении, но это не дало положительного результата. Вы пытались найти поддержку у близких людей (зятя и сватьи), но они или не видят проблемы, или не готовы обсуждать ее открыто. У дочери и зятя есть сильнодействующее средство, нейтрализующее ваши старания: они отдаляются от Вас с мужем и прекращают общение.
В сложившихся непростых обстоятельствах я могу предложить один способ, который, возможно, покажется неожиданным. Вот упражнение для Вас с мужем, которое вы можете выполнять пять минут в день в течение недели, выбрав для него время, удобное для вас обоих. Расскажите друг другу о дочери отдельно от проблемы. Есть ли что-то, что вам в вашей дочери нравится, не вызывает осуждения, за что вы могли бы ее похвалить, что вызывает гордость и уважение? Какие положительные качества она унаследовала от вас с мужем? Есть ли среди ваших близких люди, которые знают о достоинствах вашей дочери? Что эти люди могли бы рассказать о ней такого, что вам приятно было бы услышать? Какого будущего вы хотите для вашей дочери? Какие ее способности, дающие надежду на то, что такое будущее возможно, вы замечаете уже сейчас? Проблемам свойственно оказывать сильное влияние на то, как мы воспринимаем других людей, заслонять их успехи и сильные стороны. Поэтому, для того чтобы ваш рассказ получился и вправду рассказом о дочери, а не о проблеме, вам могут понадобиться бдительность и помощь друг друга.
Как ваша дочь могла бы узнать о том, что вы с мужем замечаете ее положительные качества? Могу предположить, что она охотнее пойдет на контакт с вами, если будет знать, что вы видите ее потенциал, верите в нее. Думаю, ей, совсем юной девушке, самой сейчас непросто справляться со взрослыми заботами, с новой ролью жены и мамы. Поэтому помощь близких людей ей действительно нужна. И вы как родители, у которых есть свой жизненный опыт и которым небезразлична судьба дочери, могли бы поддержать ее и словом, и делом. Но для того, чтобы ваше мнение было услышано и принято в расчет (и оказалось полезным вашей дочери), очень важно и просто необходимо высказывать его в рамках уважительных и необвинительных отношений, которые, очень надеюсь, возможны между вами.
Желаю удачи,
Люси Микаэлян
.