Не выношу пожилых женщин
Александр, здравствуйте,
Мне 30 лет. На меня отталкивающе действуют пожилые женщины. Знакомые и незнакомые. Дело не в том, что я боюсь стареть. Напротив, меня это вовсе не пугает, но я каждый раз даю себе слово, что в будущем не буду похожа на тех представительниц, возрастной категории, которая меня отталкивает. Они вздорны, самоуверенны, бесцеремонны, наглы, обидчивы, считают своим священным долгом навязать свое мнение, поучить.
Моя мама само воплощение этого типа. Для меня она всегда пребывала и пребывает в одном образе- старая, неухоженная, обиженная на всех женщина с очень сложным нравом.
Я в штыки воспринимаю все более или менее заметные замечания пожилых женщин. От этого проблемы во отношениях с бывшей свекровью, со старшими коллегами-женщинами. Я не хамка и не хочу конфликтов, но часто я отказываюсь "оказывать должного уважения возрасту"

Ответ эксперта
Татьяна, скорее всего в результате общения с матерью у вас сформировался отрицательный стереотип «пожилой женщины» как вздорной, самоуверенной, бесцеремонной, наглой, обидчивой и поучающей особы. Конечно, существуют пожилые женщины, соответствующие вашему стереотипу. Но мне трудно согласиться с тем, что все пожилые женщины таковы. Однако стереотип на то и стереотип, что стремится всех пожилых женщин сделать таковыми. Понятно, что стереотип порождает массу проблем во взаимоотношениях, поскольку он состоит из совокупности предубеждений, которые, с одной стороны, могут не соответствовать реальности, а с другой, - формируют у вас такую исходную позицию в общении, с которой трудно иметь дело. Я не очень понимаю, что означает «оказывать должное уважение возрасту», для меня гораздо более понятным является выражение «оказывать должное уважение человеку определенного возраста». На первом месте по значимости – человек, а не возраст. Каждый раз, сначала нужно понять каков человек, какого отношения он достоин. Должного уважения может быть достоин человек самого разного возраста: младенец, ребенок, подросток, юноша, взрослый, пожилой, старый. Но у людей могут быть такие проявления, такие особенности личности, характера, которые не достойны уважения. Каждый раз приходится решать специально. Ничего нельзя решить заранее. Вот почему я рекомендую вам следующее. Каждый раз, когда вы имеете дело с пожилой женщиной, начинайте общение «с белого листа»: сначала без каких-либо предубеждений, очень осознанно присмотритесь к той пожилой женщине, с которой сейчас общаетесь (как к вот этому конкретному человеку), постарайтесь увидеть ее своеобразие, особенность, манеру общения и только потом решайте, достойна ли она (как вот этот конкретный человек) вашего уважения или нет.