Мой отец – алкоголик…
В нашей семье большая проблема: отец – алкоголик! Недавно из-за этого его уволили с работы, другую искать он не хочет, он только сидит дома и пьет. Постоянно я возвращаюсь домой с опаской, думаю, что отец выкинет на этот раз (он уже резал вены, выкидывал наши вещи в окно, причем не только одежду, но и технику, ломал мебель). Выгнать его из квартиры невозможно: мы живем рядом с его родителями, и он переезжать не хочет. Работу искать он тоже не собирается. Ему поступала масса предложений, но он отказывался: ему просто лень работать целый день, он согласен «часика 2-3 бы поработать». Когда он напивается, он совсем неадекватен, постоянно разговаривает с невидимым человеком, может даже ударить кого-нибудь уже из реальных людей. Что делать? Мы уже совсем отчаялись, это постоянное ощущение страха просто невыносимо!

Ответ эксперта
Обратите внимание, Nata, на связь между заболеванием (точнее, фазой алкогольного поведения) отца и Вашим отношением к нему. Если человек за себя не отвечает и опасен для себя и своих близких (и Вы приводите такие примеры), то при чем тут рассуждения о том, чего он хочет или не хочет? Если же считать его дееспособным, то почему Вы пытаетесь решать за него, где ему жить и чем заниматься?
Жизнь вашей семьи похожа на лодку, за рулем которой алкоголизм. Алкоголизм – это болезнь, живущая по своим законам: запой сменяется некоторым просветлением, потом снова запой. «Приступообразная» динамика – свойство, характеристика этого заболевания, и она не зависит ни от воли или желаний больного человека, ни от действий его близких. А в вашей семье получается так: смена состояния отца влечет смену вашего восприятия его как человека. Он у вас то неадекватный (тогда вы его обоснованно боитесь), то вменяемый, но ребенок (тогда вы его воспитываете). Думаю, такая двойственность мешает вам, его родственникам, вести себя последовательно и как-то налаживать жизнь семьи с учетом того, что один из вас серьезно болен.
Вы ничего не пишете о других членах Вашей семьи, но в своем рассказе о страданиях, которые приносит алкоголизм отца, часто повторяете слово «мы». Складывается впечатление, что Вы единственная, кто по-настоящему обеспокоен и кто пытается взять на себя всю ответственность в этой трудной ситуации. Уравновешена ли эта ответственность Вашими полномочиями? Действительно ли родственники делегировали Вам полное право принимать такие «неприятные» решения, как, например, принудительная госпитализация отца или вызов милиции, если происходит насилие?
Очень рекомендую Вам обратиться в организацию «Анонимные Алкоголики» (которая функционирует во многих российских городах) и стать членом группы для родственников алкоголиков. Там Вы научитесь брать на себя ответственность только за то, за что Вы реально можете отвечать, – например, за собственную безопасность. И не поддерживать своими реакциями колебания в алкогольном поведении отца. Если Вы будете последовательны в своих поступках, этим Вы реально поможете и себе лично, и всей вашей семье.