Трудности общения.
Доброе утро, Вероника! Пишу Вам с просьбой о помощи в отношениях с отцом. Последние годы нашей семье стало сложно общаться с папой (мама, я и мой муж, моя старшая сестра с ребёнком). Все мы живём своими семьями отдельно, но по традиции встречаемся по выходным и в праздники за общим ужином. Папа и раньше не был человеком с лёгким характером, но сейчас наше общение стало особенно сложным. Он всё время находится в "бурчащем" расположении духа. Если о чём-то начинает рассказывать, то все новости, истории или обсуждения имеют мрачный характер (государство плохое, телевидение отвратительное, на улице безумства, "я больной и старый" и т.д.). Более того, папа совсем отказывается принимать какие-либо решения ссылаясь на неудачу ("я не пойду подавать документы на оформление пенсии - меня пошлют"," я не буду просить соседей не шуметь - они не послушают"). Но когда это касается каких-то обычных ситуаций - можно принять, но порой, вопрос идёт о вещах более значимых (мы приобрели часть земли у соседей дольщиков, подписали документы и отдали деньги, а они не отдают нам ключи и не убирают оттуда свои вещи, при этом посмеиваются над нами). Вопрос стоит в том, что необходимо спокойно и твёрдо выразить позицию: мы законные приобретатели, закончите свои дела и отдайте нам ключи... Но отец не хочет им этого говорить. Позиция проста: не давите на меня, ничего страшного, ведь им так удобнее... Потерпим... Постоянно пытаемся разговаривать: Что тебя беспокоит? Может быть ты позволишь нам самим сообщить всё соседям? Давай вместе... и т.д. Но на все попытки вести диалог - встречаем стену: "вы на меня давите, это агрессия... Я не хочу ни с кем ругаться, не хочу спорить и вообще готов всё всем отдать, потому что все вокруг живут хуже, всем плохо..." Позиция такая. Сложность следующая в том, что по отношению к людям которые относятся к папе хорошо - он ведёт себя агрессивно (даже позы принимает другие: грудь выпячивает, "нависает" над человеком)... Окружающие терпят, чаще вопросительно смотрят в нашу сторону, мол, что-то сказали не то... А всё повторяется и повторяется... Как помочь папе? Каким образом выстроить диалог? Помогите, пожалуйста... С уважением, Юля.

Ответ эксперта
Юля, здравствуйте!
К сожалению, с возрастом, у многих людей нарастают так называемые параноидные черты: ощущение, что все вокруг плохие и хотят причинить вред, как-то воздействовать. Эти вещи возрастного характера, если у человека есть предрасположенность быть подозрительным и ворчливым, они разовьются с возрастом и их не сдвинуть с места, не изменить. Как правило, люди в такой ситуации перестают обращать внимание на аргументы и доводы, поэтому диалог вряд ли получится. Что можно сделать: это научиться купировать приступы агрессии (посмотрите, попробуйте последить за тем, что его успокаивает, часто такого рода агрессия угасает, если ее игнорировать), и максимально брать решение материальных, юридических вещей, вроде ситуации с куплей земли, в свои руки.
Ваш папа почувствует себя спокойнее, если будет уверен в том, что вы и другие члены семьи могут с принятием отнестись к его меняющемуся характеру и продолжают любить его.