Как перестать нервничать во время матча? Как себя успокоить или подбодрить??
Я играю в теннис, я очень хорошо играю, но после нескольких проигранных очков я кричу, плачу и злюсь, а потом игра и идет хуже. Я начинаю проигрывать одно очко, второе, третье..и не могу сдерживаться, у меня прямо слёзы к горлу подходят когда я не хочу плакать и я не могу потом сама себя правильно успокоить. Я не могу выбросить то проигранное очко из головы, оно само по себе всплывает и я начинаю себя ругать, а тем же временем я играю уже другое очко, и поскольку я ещё думаю о том - прошлом, то я начинаю проигрывать далше и всё это перекручиваеться до конца матча.
Но бывает, иногда этого не происходит, и у меня получаеться себя сдержать, но как? все тоже самое - я глубоко дышу, успокаиваю сама себя жестами, разговариваю с собой. Порой я могу себя успокоить но чаще происходит всё таким образом: я проиграла гейм/очки опять прошлое всплывает, и плюс добавляеться к плохому прошлому ещё и страшное будущее: я проиграваю 3/0 в геймах - "сейчас если я проиграю этот гейм, то её падача и я смогу тогда выграть" - так вот я думаю в каком-то страхе проигрывая.
Вот второе: уже всё идёт очень хорошо, я выграла первый сет на нулях очень легко и свободно, выграла первый гейм, но вдруг! я начинаю волноваться, и начинаю торопиться...всё опять сначала - проигрываю..и.. Я думаю, мне не хватает поддержки в критичкеский момент, а когда её нету то я начинаю постепенно нервничать а потом сдуваться. Мой тренер просто наблюдает без эмоций и мне не хватает этих эмоций. Вообще мой папа меня учит, но я хожу просто на тренировку ко второму тренеру. От папы поддержка нормальная, но он много критикует, когда, я думаю можно промолчать, и мы с ним часто ругаемся из-за этого когда он на игре, а когда его нету на игре то мне не хватает его поддержки.
Спасибо!

Ответ эксперта
Ия, вам, конечно, непросто. В теннисе ваше психологическое состояние впрямую отражается на том, как вы играете. И, как я понимаю, ваши тренера и, тем более, ваш папа ждут от вас побед. Но зациклинность на непременной победе, так принятая в спорте, часто мешает. Потому что рождает, в итоге, у многих страх проигрыша, и психика начинает вокруг этого страха активно возбуждаться, рождая излишнее напряжение и старание, которое очень мешает.
Вы правы в том, что критика папы или ваша собственная вам, скорее, мешает, именно потому, что концентрирует вас на том, что вы делаете плохо. Это добавляет напряжения, и лишает веры в ваше натренерованное тело.
Ведь так бывает, что расслабишься, не думаешь о результате, позволишь своему телу двигаться, и оно все делает замечательно, и настроение другое, и все нравится, и ошибок никаких.
Подумайте, поговорите с кем-либо о ваших сильных сторонах, как теннисистки и человека. Пусть вам расскажут о том, что у вас всегда хорошо и стабильно получается: какие-то подачи, удары, может, вы бегаете быстро или какие-то удары удачно отбиваете. Всегда есть сильные стороны и особенности у спортсменов.
И о человеческих качествах поговорить немаловажно: вы, возможно, выносливая, или очаровываете всех, или умеете дружить. И тогда, помня об этом, можно не так сильно напрягаться от потенциального поражения. Ведь даже после него вы останетесь умной, красивой и очаровательной.
Все это помогает поддерживать себя в неудаче, а поддержка позволяет вернуть себе и своему телу доверие и снять излишнее напряжение. И к тому же получать от самой себя, от игры удовольствие значительно важнее, чем от результата. Хотя бы потому, что победы случаются редко, а жизнь и игра - постоянны.