Страх перед работой. Как быть?
Здравствуйте. Я студентка (очная форма обучения, бюджет) и я ни разу не работала. Живу с родителями, бюджет семьи ниже среднего. Проблема заключается в том, что все мои друзья уже работали, работают. А я лежу целыми днями и ничего не делаю. Я очень боюсь работы или скорее ответственности, потому что и студентка из меня никудышная, много прогуливаю пары. Но понимаю, что когда-нибудь мне придётся побороть этот страх и идти зарабатывать на жизнь, чтобы не зависить от семьи, чтобы на кофе с подружками не брать денег у родителей. Очень стыдно и частенько в разговоре с кем бы то ни было - всплывает фраза: "Ахахахаха, Настя - работает? Скорее весна придёт к нам в город/снег выпадет" или что-то в этом духе. Иногда кажется, что меня должен кто-то пнуть, жизнь "потрепать", чтобы я взялась за любую работёнку, а по другому не поборю себя, лень и буду дальше лежать и смотреть сериалы и при этом ещё и учится кое-как.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Анастасия!
Можно ждать каких-то событий, которые заставят Вас пойти работать, можно попробовать найти радость в делании. Вы боитесь ответственности, как Вы сами утверждаете, но есть и еще одно — Вы не знаете радости от сделанного Вами. Учеба может приносить радость, как и работа, даже самая трудная, когда нам удается добраться до того состояния, когда что-то важное происходит именно благодаря нашим усилиям. Без этого невозможно чувствовать себя счастливым человеком — мы рождены, чтобы вырастать из беспомощности и чтобы становиться, раскрываться.
Такие ситуации, когда мы заставлены, вынуждены идти и что-то делать, приносят ненужный стресс. Первая работа, в статусе, когда Вы еще студентка, снимает этот ненужный стресс, ведь можно найти любую работу, по специальности или около нее, а можно и совсем «далеко» от того, чему Вы учитесь. Важно в этом будет именно новое переживание, что я это могу, что-то в мире изменилось благодаря мне. Я стала независимой или менее зависимой. Я могу это, а значит, смогу еще очень много всего сделать. Со мной будет не только что-то происходить, без моего участия и воли, но я и сама буду что-то создавать. Можно понять, каких знаний не хватает только в практике, тогда может появиться дополнительный интерес к учебе. Иногда то, чему учат в институте, кажется совершенно оторванным от практики. Когда мы начинаем работать, мы сразу же понимаем, каких именно знаний не хватает.
Вы написали это письмо не для того, чтобы получить очередную порцию нравоучений. Я думаю, что у Вас есть сейчас и страх, и желание что-то изменить. Делайте первый шаг, жизнь всегда Вас поддержит.
Ответ эксперта
Анастасия, никогда не надо бороться с собой. Как вы сами видите? из этого все равно ничего не получается. Просто постарайтесь думать про работу по-другому. Во-первых, вам всего 19 лет, и хоть сейчас многие очные студенты подрабатывают, но далеко не все, поэтому не стоит так драматизировать ситуацию и корить себя за лень. И то, что вы называете "ленью", и ваш внутренний страх - явления вполне нормальные и достаточно распространенные. В той или иной степени они присущи всем нам. Во-вторых, работа может быть приятным занятием! Вам, действительно, может понравится род деятельности, коллектив или корпоративная атмосфера. Не секрет, что большинство прочных отношений у взрослых формируются на работе. Посмотрите вокруг повнимательнее. Наверняка, среди ваших близких тоже есть примеры долголетней дружбы и даже браков. В-третьих, работа нам всем дает некую свободу действий, выбора и т.д. Как вы сами заметили, не надо будет просить у родителей денег на кофе, и не только кофе. Вы молодая девушка, и, наверное, хочется выглядеть привлекательно, "на уровне". Подумайте, что вам могла бы дать работа - позволить обновить свой гардероб, поехать в отпуск со своими друзьями или купить модный "гаджет". Это все не самоцель, а скорее способ быть в теме, разделять интересы и занятия своего поколения. Что касается ваших опасений по поводу "ответственности", то мне очень трудно представить, что же такое работодатель может поручить 19-летней студентке, с чем она не справится. Чувство ответственности может формироваться постепенно, за счет вовлеченности в процесс и приверженности результатам и людям. Абстрактно, это трудно представить, лучше испытать и прочувствовать на своем опыте. Поэтому проявите любопытство, встаньте с дивана, задайте вопрос "а как там на самом деле?" и начните узнавать настоящий мир, живя своей жизнью, а не героев сериалов.