как быть ?
У меня ребенок 12лет, мальчик я не могу с ним справиться, он не слушается, уроки делает со мной в основном из под палки, я иду домой а у меня сердце колотится, конечно можно отлупить хорошенько, но во первых он уже не маленький, и я не хочу опускаться до этого, когда начинаешь его ругать он просто молчит и не на что не реагирует. вроде не обежали его, наверно много говорили нет, а потом жалко становилось говорили,ну ладно,да. Вот и сел на шею! как жить дальше не знаю, только 5 класс,уже все тройки ,и не хочу и не буду,Что делать не знаю????

Ответ эксперта
Вера, ваш сын вступает в период подросткового возраста. А это, как известно, возраст протеста. Поэтому молчание мальчика, когда вы с ним ругаетесь, есть не что иное, пассивное сопротивление против вашего давления. Если вы будете продолжать постоянно «выяснять отношения» с сыном и, тем более, наказывать его, то воспитательного эффекта вам не достичь, а отношения можно испортить окончательно. Да вы и сами это понимаете. Поэтому важно устранить саму причину сложившейся ситуации. Думаю, что в основе проблемы недооценка вами объективного фактора взросления ребенка. Вы пишете, что сын делает уроки с вами и из-под палки. Но дети с интересом и желанием занимаются той деятельностью, которую они сами могут организовать и на результаты которой могут влиять. Получается, что чем больше вы берете контроль на себя, тем меньше ответственности за выполнение домашних заданий остается мальчику. А, значит, тем больше учеба становится вашим делом, а не делом сына. И, соответственно, ждать высокой мотивации у ребенка к достижению успехов в учебе не приходится. Кроме того, для подростков приоритетными являются межличностные отношения со сверстниками, успешность которых, кстати, может существенно влиять и на результаты в учебе. Пренебрегать стремлением подростка к такому общению никак нельзя. Это тот опыт, который необходим человеку для благополучной жизни в дальнейшем.
Вера, сейчас важнее и конструктивней с вашей стороны будет не требовать от ребенка хороших отметок, а установить с ним контакт, создав атмосферу доверия в отношениях. О чем бы вы, кроме темы учебы, могли поговорить с сыном? Какие есть у вас совместные интересные дела? Если бы вы не тратили время на приготовление уроков с сыном, чем бы еще могли заняться по вечерам?
Что касается учебы, то вам предстоит кропотливая и последовательная работа по формированию у сына навыка учиться самостоятельно. Конечно, не все сразу будет получаться, и будет период, когда успеваемость может стать только хуже. Но это единственный путь для формирования у ребенка самоконтроля и ответственности. Постарайтесь для начала сдержанней относиться к неуспехам мальчика в школе. От вас требуется помощь только в случае, когда таковая сыну действительно необходима. Отмечайте малейшие позитивные изменения и успехи мальчика. Поддерживайте его. А обсуждение возможных неудач постарайтесь направить в конструктивное русло для выявления вызвавших их причин и возможностей исправления ситуации.
Старайтесь уважительно относиться к мнению ребенка, демонстрируйте признание его компетентности в тех делах, где есть положительный результат. Мальчику в будущем будет проще добиться успеха, если у него будет чувство уверенности и позитивное отношение к себе.