Я потеряла чувственность…
Я замужем, люблю и любима. Но существует проблема (которая, может, и не проблема вовсе), которая мешает мне жить полной жизнью. Шесть лет назад я потеряла чувственность. Со мной произошла следующая история. Поступив в институт, я поехала в гости к родственникам; дорога была длинная, около трех суток на поезде. Возвращаясь обратно, я познакомилась с мужчиной из моего купе, и он стал вообще первым мужчиной, который ко мне прикоснулся с сексуальными намерениями. Я на тот момент ни разу ни с кем не целовалась «по-взрослому» и вообще имела смутные представления о мужчине как сексуальном объекте. К ночи я все-таки не устояла перед его напором и позволила себя ласкать буквально везде. При этом я испытывала достаточно противоречивые чувства. С одной стороны, мне было безумно приятно, мое тело отвечало волной удовольствия на малейшее прикосновение, но с другой, я боялась, что он меня просто изнасилует, ведь я была совершенно беззащитна. Где были мои мозги – мне неизвестно. На второй день все повторилось, но тут он попытался силой воздействовать на меня и все приятные чувства к нему вдруг обернулись отвращением. Приехав домой, я не могла смотреть на себя в зеркало. Мне казалось, что я так низко пала, что у меня на лбу теперь вечное клеймо распутной женщины.
Я еще долго ждала от него известий по оставленному мной адресу (год ждала) – естественно, ничего не получила. Уехала учиться. Были разные мужчины, не сказать, чтобы много, – нормально, не чаще, чем позволяло воспитание. Но со мной что-то произошло. Я перестала чувствовать то, что было так явно в поезде в первый день. Я перестала чувствовать возбуждение и удовольствие от прикосновений и ласк. Наоборот, мне было жутко щекотно. Причем там, где по большому-то счету щекотно и не должно быть вообще. Я надеялась, что это пройдет, изменится, но все так и осталось. Я не испытываю той жгучей страсти, того удовольствия, которое испытала 6 лет назад. Я стала как механическая кукла. Я знаю, что могу в любой момент остановиться и пойти, допустим, мыть посуду.
Муж считает, что это все поправимо, что мне нужно поговорить с психологом или вообще решиться на гипнотический сеанс, потому что все это лишь в моей голове, а тело само по себе так и осталось чувствительным, только удовольствие трансформировалось в щекотку. Я лично немного побаиваюсь идти к кому-то... Никогда не ходила потому что, наверное. Мне хочется все вернуть, ведь я помню, какие я чувства испытывала, но я совершенно не представляю, как это сделать. Мифы о добром, нежном, терпеливом и любящем мужчине, способном излечить от фригидности, мне кажутся полной ерундой, по себе знаю, что не помогает это. Разве что дает напрасную надежду. Может быть, после родов что-либо изменится, но это мне тоже кажется сомнительным... Память же моя не сотрется.
Подскажите, пожалуйста, что мне делать или хотя бы в какую сторону идти.

Ответ эксперта
Я полностью согласна с Вашим мужем в том, что ситуация поправима. Сексуальные реакции – это тонкие чувственные переживания, и они могут с легкостью подавляться или замещаться в результате какого-либо психологического конфликта. Механизм, который препятствует чувственному отклику, связан с возрастанием тревоги. Тревога разными способами не дает испытать сексуальное возбуждение; когда вместо удовольствия чувствуешь, что щекотно, – один из них. Естественно, ласки и прикосновения приходится прекращать – в результате тревога добилась того, чего хотела: «спасла» Вас от переживания внутреннего конфликта.
Думаю, события шестилетней давности имеют прямое отношение к описываемым Вами сложностям. Хочу со всей искренностью заверить Вас: Вы ни в чем не виноваты. Для меня Ваш рассказ звучит как история юной и неопытной девушки, почти ребенка, оказавшейся в ситуации сексуального и психологического злоупотребления со стороны непорядочного человека. То, что Вам было вначале приятно и любопытно, это вполне естественно. Еще раз хочу повторить: Вы ни в чем не виноваты. Мужчина из поезда воспользовался Вашей неискушенностью и обманул Вас: это был не роман, а насилие. И по мере того как Вы понимали, что происходит на самом деле, росло отвращение. Вы сделали все, что было тогда в Ваших силах, чтобы защитить себя. И то, что Вы не сразу разобрались, что к чему, не делает Вас, Светлана, грязной или распутной, а Ваш страстный отклик на мужские прикосновения – недозволенным переживанием.
Могу предположить, что чувства вины и стыда за собственную «греховность» мешают Вам сейчас получать удовольствие от нежных прикосновений любимого человека. И, возможно, еще и страх быть отвергнутой: «если я позволю себе возбудиться, муж поймет, какая я порочная, и отвернется от меня». Не заставляйте себя делать то, что Вам не нравится. Временно побудьте стопроцентной эгоисткой. Надеюсь, муж, как чуткий и заботящийся о Вас человек, согласится с таким «неравноправием». Есть ли какая-нибудь форма интимной активности, которая Вам приятна? Может быть, Вам самой нравится ласкать мужа? Доставьте себе такое удовольствие. Или половой акт без предварительного внегенитального услаждения приносит Вам удовлетворение? Заниматься сексом можно и в одежде. В ситуациях, связанных с возрастанием тревоги, помогает ощущение собственного контроля над событиями. Наблюдение за ощущениями своего тела и регулирование их во время мастурбации – это первый шаг к преодолению сексуальных проблем, который часто рекомендуют психологи.
Если Вы все же решитесь обратиться за помощью к специалисту, лучше пойти на прием вместе с мужем. Ведь это ваша общая цель – получить возможность радоваться и радовать друг друга, поэтому работать над ее достижением имеет смысл вам обоим. А пока могу порекомендовать книгу Хелен Сингер Каплан «Сексуальная терапия» (издательство «Класс»). Поверьте, в Вашей ситуации нет поводов для уныния. Скорее всего, нескольких месяцев работы с профессиональным семейным психологом будет достаточно для того, чтобы чувственность к Вам вернулась.
С наилучшими пожеланиями вашей супружеской паре,
Люси Микаэлян
.