Отчего я всегда считаю себя хуже других?
Часто общение с другими людьми для меня мучительнейший и сложнейший процесс,сплошное недопонимание, хотя я не считаю себя замкнутым человеком. Все дело в том, что меня очень легко ранить как малознакомым мне людям, так и моим близким. Достаточно нелепой шутки, сказанной без какого-либо желания меня задеть, чтобы я почувствовала себя уязвленной до глубины души. До сих пор я пытаюсь это понять, и в итоге прихожу к выводу, что виной тому мое внутреннее ощущение, что я заочно хуже других. Например, когда я вливаюсь в новый коллектив, мне кажется, что я уже хуже присутствующих: менее инициативна, более скованна, хуже выгляжу, медленнее соображаю и т.п. Поэтому, когда кто-либо делает мне замечание или подшучивает надо мной, я уже рассматриваю это как унижение или оскорбление, а когда это и есть оскорбление, часто не могу ответить за себя. Почти всегда я пытаюсь скрыть эти переживания и ужасно и долго нервничаю, а иногда, наоборот, слишком резко реагирую и потом стыжусь этого. Хуже всего, что внутренне я полностью согласна с любым нелестным отзывом в свой адрес и искренне удивляюсь, когда меня за что-то хвалят,рассматривая это как лесть. Это очень мучительно для меня! Порой мне кажется, что окружающие пользуются моей низкой самооценкой, по этой же причине у меня недавно вконец испортились отношения с подругой, так как я поняла, что она дружит со мной только благодаря ощущению своего превосходства, доминирования. Я не считаю себя глупой, недоразвитой. Я уверена, у меня есть все способности для самореализации, но этот ужасный комплекс не дает мне покоя всю жизнь!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Эльнара!
Это действительно комплекс, в том самом значении, в котором это слово впервые было использовано в первой половине прошлого века. Это заблокированная энергия, которая должна была бы использоваться для вашей реализации, для понимания себя. Когда-то этот комплекс сформировался, это не дело одного дня или одного какого-то события. Кто-то когда-то мог Вас критиковать или даже просто не поддерживать, потом не одобрять каких-то Ваших начинаний, без энтузиазма относиться к Вашим затеям и мечтам. На это же могла работать какая-то природная слабость, частые болезни, которые как-то ограничивали вашу активность и способствовать тому, что родители часто произносили «тебе это нельзя».
Но сегодня Вы уже взрослый человек, и конечно, совершенно справедливо ставите себе задачей перестать находиться под такой сильной властью комплекса. Невозможно изменить, стереть события, которые уже когда-то произошли, но можно ограничить их влияние на Вашу жизнь.
Конечно, я бы очень рекомендовала Вам поработать с психологом, найти такую возможность. Самостоятельно это делать намного труднее. Перед Вами будет стоять задача переформулировать прежде всего для себя свой образ. Какая я — совокупность представлений о себе, а следовательно, и своих реакций, придется подвергнуть последовательной критике. Например, Вы говорите, что очень ранимы. Что Вас легко обидеть любому человеку. Вы сознаете, что шутка или слово совсем не были направлены на то, чтобы Вас обидеть, но ранитесь все равно. Именно в этот момент Вы можете сказать себе, что не позволите комплексу испортить Вам ни одной минуты жизни ненужными переживаниями. Как только нам удается отделить себя от комплекса, становится возможным больше не вкладывать в эти переживания ни грамма. В этом могут помогать различные практики: медитация, например. Вам нужно просто научиться останавливать поток вредных мыслей, а когда есть привычка давать им место, то нужны дополнительные практики, поэтому я и говорю о медитации. Вы можете придумать что-нибудь еще.
То есть, основная идея такая, как только Вас одолевает ненужный стыд или переживание, не имеющее никакого права заполнять Вашу эмоциональную жизнь, Вы должны ему сказать «нет». Это первое, чему стоит научиться.
Разрешите себе не доказывать никому и ничего о себе, разрешите себе общаться только с теми людьми, которые Вам близки и приятны. Не зацикливайтесь ни на похвалах себе, ни на порицаниях. Как только ловите себя на том, что более одной минуты проводите в мыслях о том, кто и как на Вас среагировал, переставайте об этом думать — медитации учат, как это делать.
Всего Вам доброго!